Стратологический анализ (социодинамический уровень)

Современные закономерности стратологической структуры внутригрупповой активности позволяет исследовать нейропедагогический «рельеф» учебной группы. При этом изучается уровень развития, типология подгрупп, их нейропедагогическая позиция и т.д.

Показано, что групповая активность неоднородна по своей нейропедагогической структуре, имеет иерархическую природу, в результате можно выделить несколько уровней или страт. В частности, важное значение приобретает опосредование межличностных отношений совместной учебной деятельностью, ценностно-ориентационное единство, групповая эмоциональная идентификация и т.д. (Шевандрин Н.И.,1995).

В рамках нейропедагогического подхода психологическая характеристика этих групп имеет другое содержание:

1) диффузная нейропедагогическая группа характеризуется равномерным заполнением образовательного пространства с однородной гибкой фиксацией всех нейропедагогических позиций. Наблюдается в образовательных условиях, отличающихся явлением нейропедагогической релаксации, когда общий уровень внутренней напряженности группы низкий в связи с невысокой стрессогенностью ситуации. Характерна для лекционного занятия.

В связи с этим выявляется достаточно равномерное распределение микросоциальных подгрупп и отдельных учащихся по типичным для них нейропедагогическим стратам, и соответствующим позициям. Верхний страт - уровень развития межличностных отношений характеризуется незначительной активностью. В целом, эти нейропедагогические явления описываются феноменом гомохронного ассоциирования.

2) ассоциированная нейропедагогическая группа отличается неравномерным заполнением образовательного пространства с возникновением неоднородного нейропедагогического рельефа группы. Отмечается более жесткая фиксация определенных нейропедагогических позиций (нейтральных), за счет их предпочтения типичными микросоциальными группами, с игнорированием актуальных позиций. Это обусловлено высоким уровнем внутригрупповой напряженности на фоне значительного образовательного стресса (например, контрольная работа) с развитием явления нейропедагогической контенции (напряженности). Преобладает на семинарских занятиях.

Учащиеся неравномерно распределяются по нейропедагогическим стратам и позициям, в соответствии с защитным доминированием определенных из них. Уровень развития межличностных отношений резко возрастает, так как учащиеся распределяются на ярко выраженные и локализованные микрогруппы, призванные обьединить усилия ее членов в рамках стрессовой учебной деятельности для наиболее качественного его выполнения. Эти изменения описываются феноменом гетерохронного ассоциирования.

3) диффузно-ассоциированаая группа является промежуточной по своим нейропедагогическим характеристикам и возникает в условиях средней степени образовательного стресса.

В механизмах ФГА принимают участие различные процессы. В частности, образовательный стресс через контенцию формирует нейропедагогическую импрессию - рост внутригруппового давления, которое вызывает позиционное смещение членов группы, фиксацию подгрупп на определенных стратах, т.е. создание нейропедагогического рельефа. В свою очередь эти изменения ориентированы на создание направленного напряжения внутри ассоциированных подгрупп или нейропедагогической интенции. Типичная для каждой подгруппы интенция обуславливает возможность выработки микросоциальной рефлексии, направленной на решение поставленной перед ними образовательной задачи (например, варианта контрольной работы).

В трансактном анализе и стратометрии традиционно выделяется две цис-позиции: левая и правая, которые занимают учащиеся в зависимости от преобладающей мотивации или психотипа. Левую цис-позицию занимают условные лидеры группы, правую - отвергаемые по критерию лидерства.

Промежуточная цис-позиция, через которую реализуются все трансакции, является гармонизирующей, обьединяющей нейропедагогические полярности боковых цис-позиций. Это интерсфера, в которой сходятся все оси коммуникации группы, поэтому через нее осуществляется управление и контроль группой, регуляция баланса ее внутригрупповой активности и т.д.

В условиях образовательного стресса происходит выход большей части учащихся из интерсферы в связи с подсознательной мотивацией освобождения от управляющего контроля преподавателя. Поэтому промежуточные цис-позиции остаются незанятыми.

Взаимодействие рассмотренных выше четырех транс-позиций и трех цис-позиций обуславливают возникновение 12 нейропедагогических статусов, которые в соответствии с социометрией отражают социально-психологические особенности микрогруппы и индивидуально-психологические отличия входящих в ее состав учащихся в конкретных образовательных условиях (нейропедагогические психотипы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: