В соответствии с международными договорами сложилась определенная система межгосударственных органов, в функции которых входит международный контроль за деятельностью государств в сфере защиты прав человека. В зависимости от того какую сферу действия имеют нормы о правах человека и на какую территорию распространяется правовое регулирование выделяются универсальная и региональные системы защиты прав человека.
Универсальная система защиты прав человека сложилась в рамках ООН, и в ней участвуют все государства. Универсальный механизм раскрывает деятельность международных организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод и защиты в случаях их нарушения.
Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, а также специальные органы: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств и другие.
Специальные органы, контролирующие деятельность государств в сфере обеспечения прав человека и привлекающие их к ответственности в случаях нарушений, как правило, созданы на основе отдельных конвенций: Комиссия по правам человека - на основе Пакта о гражданских и политических правах; Комитет против пыток - на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Комитет по правам ребенка – на основе Конвенции о правах ребенка.
Большую роль в защите прав человека в последнее время играют неправительственные организации. К последним относятся Международный комитет красного креста (МККК), Международная Амнистия и др.
В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека.
Страны – члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств – членов СНГ. Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами - членами в рамках Содружества.
Механизмы защиты в рамках различных международных организаций имеют много общего: доклады государств о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посещение экспертами организаций государств - участников, процедуры рассмотрения межгосударственных жалоб. Отметим, что за все время действия Международного пакта (с 1979 года) ни одно государство- участник не направило в Комитет по правам человека ни одного сообщения о предполагаемом нарушении другим государством - участником своих обязательств по Пакту, предметом рассмотрения в европейском Суде были жалобы государства против государства.
В компетенцию межгосударственных органов по правам человека входит рассмотрение споров о толковании конкретных положений международных документов по правам человека. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением государствами рекомендаций, решений международных органов.
Наиболее эффективным является механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам обращаться с жалобой в международные органы. В отличие от Международного Пакта о гражданских и политических правах Протокол № 11 к Европейской Конвенции закрепил право на индивидуальную жалобу в качестве общепризнанного и обязательного. Юрисдикция Европейского Суда является обязательной, компетенция Комитета по правам человека имеет факультативный характер (ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах). В Комитет по правам человека частные лица могут обращаться с жалобами на Российскую Федерацию с 1992 года. Российская Федерация признала обязательной ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и право граждан на индивидуальное обращение.
На государства возложена обязанность обеспечивать права и свободы, изложенные в международно-правовых актах, каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией. Термин «каждый» подчеркивает универсальность прав и свобод, закрепленных международными актами. Это значит, что данные права и их защита гарантируются всем лицам: гражданам, иностранцам, лицам без гражданства; защита прав не зависит от дееспособности лица, т.е. заявителями в межгосударственные органы могут быть, даже дети и инвалиды.
При обращении в межгосударственные органы по защите прав человека нет необходимости устанавливать между человеком и государством - участником такую юридическую связь, как «гражданство», «местожительство» или «местопребывание». Заявитель не обязательно должен быть гражданином государства –нарушителя. Следует отметить, что не имеет значения также, находится ли лицо, права которого нарушены государством, на его территории законно или нет. Заявитель не обязательно должен находиться на территории государства-нарушителя, он может быть в пределах третьего государства. Достаточно того, что государство может осуществлять в отношении данного лица определенные властные полномочия.
В соответствии со ст. 34 Европейской Конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой.
Европейская практика имеет особенности. В Европейский Суд может подать жалобу «косвенная» или «потенциальная» жертва. Прямым родственникам заявителя после его смерти, разрешили объявить себя «жертвами» нарушения и вести дело от собственного имени. В деле Кофлер против Италии Суд отметил, что лица, продолжающие судебное разбирательство должны иметь, сами достаточный интерес с точки зрения права, оправдывающий дальнейшее рассмотрение заявления от их имени. Например, дело X против Франции было связано с тем, что заявитель, которому несколько раз делали переливание крови, был инфицирован вирусом СПИД. Его жалоба относительно продолжительности административного разбирательства была признана приемлемой. В ходе разбирательства заявитель умер, но его родители выразили желание продолжить судебный процесс. Суд согласился с тем, чтобы родители заняли место X в этом судебном процессе.
Толкование ст. 34 ЕКПЧ расширило возможность обращения в Европейский суд и тем, что человек не может отказаться от своих основных прав, добровольно утратить свой статус «жертвы».
В деле Бурдов против РФ Европейский Суд отметил, чторешение или мера принимаемая в пользу заявителя не лишает его статуса жертвы. Благоприятное решение в отношении заявителя при таких обстоятельствах не может служить достаточным основанием для лишения его статуса жертвы.
Жалоба должна быть подана только против действий или решений государства (государственных органов власти). Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц и негосударственных учреждений.
Индивидуальные жалобы в межгосударственные органы по защите прав человека должны отвечать определенным критериям приемлемости.