double arrow

Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб


Европейский Суд по правам человека действует на постоянной основе. Число судей в составе суда равно числу государств-участников Конвенции. Они избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижении 70 лет судья должен уйти в отставку. Членом суда может стать лицо, обладающее высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, которые предъявляются при назначении на высокие судебные должности на национальном уровне, либо быть юристом с признанным авторитетом.

Для рассмотрения дел в Европейском суде образованы Комитеты, состоящие из 3-х судей, Палаты - из 7 судей и Большая Палата - из 17 судей.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования ЕКПЧ или Протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед палатой вопрос противоречит сложившемуся прецедентному праву.

Передача заявления в Большую Палату может произойти на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, что ни одна сторона в споре не возражает против этого. Председатель Суда, Председатели Палат и Судья, представляющий заинтересованное государство могут участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел.




Комитет по правам человека является квазисудебным органом, поскольку рассматривает заявления в рамках специальной процедуры, которая не является публичным судебным рассмотрением.

Индивидуальная жалоба рассматривается в межгосударственном органе на предмет приемлемости. Если жалоба признана приемлемой, то дело рассматривается по существу.

Процедура рассмотрения дела Европейским Судом осуществляется в письменной и устной форме. В Комитете по правам человека рассматривает дела в закрытом заседании и использует только предоставленные сторонами письменные материалы.

Европейский Суд выполняет посреднические функции между сторонами,

Определяется срок, в течение которого должны быть поданы меморандумы и прочие документы. До его истечения стороны вправе подавать предварительные возражения в отношении юрисдикции, приемлемости и по другим процедурным или юридическим вопросам, требующим ответа Суда.

Государству-ответчику посылается жалоба, по получении ответа на нее и комментария правительства, они направляются заявителю. Если это необходимо, то для сторон проводятся консультации. В целях изучения дела осуществляется расследование, которое имеет конфиденциальный характер. Основные усилия Суда на этом этапе направлены на достижение полюбовного урегулирования вопроса между сторонами на основе уважения прав человека.



Дружественное урегулирование представляет собой взаимные уступки заявителя и государства-ответчика. Однако фактически единственной «уступкой» со стороны заявителя может быть отзыв его жалобы, иногда вместе с обязательством не возбуждать судебное дело в связи с этим вопросом в других международных или национальных судебных органах. Часто стороны договариваются о выплате определенной денежной суммы, особенно в тех случаях, когда восстановить нарушенное положение не возможно. По некоторым заявлениям, в которых речь идет, например, о нарушении правил задержания, государству-ответчику достаточно выпустить задержанного, изъять протоколы обвинения или обеспечить, чтобы необоснованное обвинение не ставило под угрозу профессиональную карьеру заявителя и т.д. Дружественное урегулирование спора не освобождает государство от обязанности внести изменения в законодательство или правоприменительную практику, которыми было вызвано нарушение ЕКПЧ.

Один из членов суда подготавливает доклад по данному делу, в нем содержится информация, позволяющая сделать выводы о фактах и нарушенных правах. Доступ к материалам дела является открытым. В исключительных случаях может быть принято решение об обратном с обязательным указанием причины, - например, необходимость обеспечения защиты частной жизни заявителя. Эти же правила распространяются и на слушание дела.



При устном разбирательстве заслушивается докладчик и стороны. По своему желанию заявитель может выступать сам или передать эти полномочия законному представителю. В отдельных случаях Суд может принять решение о необходимости участия самого заявителя.

По просьбе одной из сторон Суд может провести экспертизу, вызвать свидетелей, экспертов или любое другое лицо, чьи показания или заявления могут существенно повлиять на ход рассмотрения дела и на вынесение судебного решения. Связанные с этим расходы несет та сторона, от которой исходила инициатива. В исключительных случаях они могут быть отнесены на счет Совета Европы.

На любой стадии рассмотрения суд может исключить жалобу из списка дел, если из анализа обстоятельств будет следовать, что заявитель не намерен добиваться дальше рассмотрения своего дела, или вопрос был уже урегулирован дружественной процедурой или по другой обоснованной причине. В случае примирения выносится краткое решение с изложением фактов и условий примирения, которое направляется сторонам и Комитету министров, который осуществляет надзор за выполнением взятых сторонами обязательств.

Судебное решение (как и решение в Комитете по правам человека) принимается большинством голосов тайным голосованием. Каждый судья, рассматривающий дело и участвующий в вынесении решения, имеет право приложить собственное мнение, независимо от того совпадает оно или расходится с мнениями большинства.

Решение Европейского Суда окончательное и обжалованию не подлежит. Контроль за исполнением решения осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

В решении международного органа указывается, имело ли место нарушение международного договора и если да, то каких конкретно положений. В компетенцию Европейского Суда входит определение компенсации за ущерб, причиненный нарушением стандартов в области прав человека. В соответствии со ст. 41 ЕКПЧ потерпевшей стороне предоставляетсясправедливое возмещение, справедливое удовлетворение, если Суд установит, что имело место нарушение Конвенции или протоколов к ней. Европейский Суд не всегда определяет размер компенсации в самом судебном решении, позволяя заинтересованному государству самому урегулировать этот вопрос с заявителем. Размер справедливого возмещения различен: 1 франк был присужден француженке, убившей мужа и долгое время находившейся в тюрьме до суда, что было признано Европейским Судом как нарушение ЕКПЧ; 250 000 евро было присуждено в деле Михеев против России заявителю, в отношении которого были применены пытки.

В отличие от решений Европейского Суда Комитет по правам человека не определяет конкретную сумму компенсации в связи с допущенными нарушениями, а лишь обязывает государство таковую назначить и выплатить.

Особого внимания заслуживает вопрос о степени обязательности для государства решений, принимаемых межгосударственными органами.

Комитет по правам человека доводит до сведения государства свою позицию и рекомендует устранить нарушениеправ человека в отношении заявителя, если Комитетом признано нарушение. Представляется, что государства, признавшие юрисдикцию Комитета, не вправе игнорировать мнение Комитета и обязаны выполнять его решение.

Европейский Суд по правам человека выносит обязательное для сторон решение. В п.11 Постановления от 10.10.2003 г. Верховный Суд РФ подчеркнул, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу п. 1 ст. 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов.

Представляет интерес и механизм реализации решения Европейского Суда в рамках национальной правовой системы. Суд не вправе отменить национальные решения и предписывать конкретные меры, т.к. это относится к внутренней компетенции государства.

В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. Вместе с тем, согласно ст. 53 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Высокие договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами». Это означает, что решение Европейского Суда по правам человека может привести к пересмотру решения Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 413 УПК РФ вступившие в силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и возобновлено производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В числе таких обстоятельств установленное Европейским Судом нарушение Европейской Конвенции. К сожалению, российское законодательство не содержит четких предписаний о механизме подобного пересмотра.

4. Международно-правовые вопросы гражданства

Гражданство представляет собой устойчивую двухстороннюю связь человека с государством, которая носит социальный (в том числе и правовой характер), выражающуюся во взаимных правах человека и гражданина.

Согласно п. а) ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве гражданство понимается как правовая связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица.

В рамках дела Ноттебома данная концепция гражданства была подтверждена Международным судом ООН. Суд определил гражданство как правовую связь, имеющую в качестве своей основы новый социальный факт привязанности, подлинную связь существования, интересов и чувств наряду с существованием прав и обязанностей.

Правовое регулирование вопросов гражданства имеет комплексный характер. Традиционно вопросы гражданства регулировались нормами внутригосударственного права. По мнению Менли О Хадсон, «вопросы гражданства относятся к внутренней компетенции государства». В соответствии со ст.1 Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Аналогичные положения закреплены в Европейской конвенции о гражданстве.

Вопросы гражданства, нашли правовое закрепление в международном праве. В числе первых универсальных конвенций Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизии законов о гражданстве, которая закрепила то, что вопросы гражданства не являются исключительной компетенцией отдельного государства. Каждое государство своим законодательством определяет, кто является его гражданином. Это законодательство признается другими государствами, если оно совместимо с международными соглашениями, международными обычаями и получившими общественное признание принципами права, относящимися к гражданству.

В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с Конвенцией ООН О правах ребенка каждый человек имеет право на гражданство (ст. 7). Согласно принципу 3 Декларации прав ребенка ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Подобная норма содержится в ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства. Международно-правовые акты закрепляют принцип признания права на гражданство за каждым человеком. Каждое государство должно принимать меры к сокращению случаев безгражданства.

Другой принцип, в соответствии с которым гражданство является равным для всех граждан данного государства. Гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания.

В соответствии со ст. 5 Европейской конвенции о гражданстве внутригосударственные правила, регулирующие гражданство не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, национальной или этнической принадлежности. Каждое государство должно руководствоваться принципом недискриминации в отношении своих граждан.

В ст. 4 Европейской Конвенции закреплен еще один принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Международные акты регулируют вопросы двойного гражданства. В международном праве нет прямого запрета двойного гражданства, однако государства стремятся тем или иным способом его избежать. В преамбуле Гаагской конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым нужно избегать двойного гражданства. Согласно ст. 3 Конвенции лицо, имеющее два и более гражданств, может рассматриваться как гражданин каждого из государств, гражданством которых оно обладает.

В соответствии с Конвенцией о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства множественное гражданство является нежелательным и его следует в максимальной степени избегать. Конвенция предусматривает, что граждане добровольно приобретшие другое гражданство, утрачивают свое первоначальное гражданство и, в случае отсутствия соответствующей оговорки, лишаются право на его сохранение.

Наличие у человека двойного гражданства чревато для него отрицательными последствиями. Каждое государство вправе рассматривать бипатрида исключительно как своего гражданина. Бипатрид осуществляет права и обязанности в отношении обоих государства, гражданином которых является -налогообложение, гражданские повинности, военная служба и т. п. Оба государства, гражданство которых лицо имеет вправе оказывать ему защиту друг против друга. В тоже время каждое из государств имеет право отвергнуть любую попытку другого государства оказать защиту их гражданину под тем предлогом, что он имеет и его гражданство.

В практике может возникнуть вопрос о дипломатической защите лиц с двойным гражданством. Судебные решения по спорам, связанным с дипломатической защитой лиц с двойным гражданством можно разделить на две группы. Одни суды исходят из того, что оба гражданства лица имеют равное значение и ни одна из заинтересованных сторон не может рассчитывать на удовлетворение своих претензий, основанных на гражданстве такого лица к другой стороне (принцип равенства). Решения второй группы основываются на принципе эффективного гражданства: если с претензией выступает государство, в котором лицо, обладающее его гражданством, имеет большую фактическую связь, чем с другим государством, гражданство которого оно также имеет и к которому эта претензия предъявляется, она удовлетворяется, а если наоборот - отклоняется.

В соответствии с Конвенцией, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 г., государство не может предоставлять дипломатическую защиту кому - либо из своих граждан от другого государства, гражданством которого такое лицо также обладает. Будучи в третьем государстве, лицо, имеющее гражданство более чем одного государства, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Без ущерба для применения своего закона по вопросам личного статуса и любых вступивших в силу конвенций, третье государство из гражданств, которыми такое лицо обладает на своей территории признает исключительно либо гражданство страны, с которым оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств, в которых оно находится, либо гражданство государства, в котором оно обычно и преимущественно проживает.

Довольно часто предметом межгосударственных споров является вопрос о военной обязанности лиц с двойным гражданством. Данный вопрос регулируется путем непосредственных дипломатических переговоров и путем заключения международных договоров о военной службе лиц с двойным гражданством. В этих договорах закреплено правило, что лицо проходит военную службу на территории государства, где оно постоянно проживает на момент призыва.

Согласно Конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства лица с двойным гражданством проходят военную службу в государстве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого государства своего гражданства.

Европейская Конвенция о гражданстве закрепляет положение, в соответствии с которым лица, имеющие гражданство двух и более государств - участников Конвенции, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из государств – участников (ст.21).

В двухсторонних договорах об избежании двойного налогообложения регулируется вопрос налогообложениялиц с двойным гражданством. Лица с двойным гражданством, как правило, платят налоги по месту постоянного проживания. Вопросы по социальному обеспечению также разрешаются в двухсторонних международных договорах. В соответствии с двухсторонними международными договорами лица с двойным гражданством пользуются защитой каждого из государств своего гражданства.

В международном праве не решен вопрос о выдаче лиц с двойным гражданством при совершении ими преступлений. В соответствии с договорами о правовой помощи и национальным законодательством собственные граждане не выдаются. Остается не разрешенным вопрос, что делать, если лицо с двойным гражданством совершило преступление на территории государства одного из своих гражданств, а находится на территории государства, гражданством которого он тоже обладает. На практике предлагают решать данный вопрос с применением принципа «эффективного гражданства».

Признаками эффективного гражданства являются: проживание лица на территории государства, гражданством которого оно обладает; обычное проживание лица или его проживание в прошлом в одном из государств, гражданство которого оно имеет, если данное лицо постоянно проживает в третьем государстве, а при отсутствии первого и второго критерия третьим критерием является военная служба, осуществление политических прав, государственная служба, язык на котором подано обращение о защите права, владение недвижимостью.

По мнению С.В. Черниченко, гражданство лишь существует «на основе фактической связи лица с государством». Постоянная палата международного правосудия в 1912 году по делу Каневаро у которого по «праву крови» имелось итальянское гражданство, а по праву почвы - перуанское указала, что Каневаро обладает гражданством Перу так как он бы избран в Сенат Перу и назначен этим государством на должность генерального консула в Голландии, тем самым утвердив концепцию «эффективного гражданства».

Третье государство, при защите лиц с множественным гражданством должно отдавать предпочтение гражданству, приобретенному позднее (раньше) или гражданству по выбору заинтересованного лица, или гражданству государства, права которого наиболее близки праву третьего государства, или эффективному гражданству.

Полностью исключить случаи двойного гражданства невозможно. Однако их можно сократить. Международно-правовые акты, касающиеся вопросов гражданства, регулируют как вопросы устранения двойного гражданства, так и правовые последствия двойного гражданства.

В соответствии со ст. 14 Европейской конвенции о гражданстве государства разрешают сохранять двойное гражданство детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению. Государства также могут разрешить своим гражданам иметь двойное гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак. Положения конвенции не ограничивают право государства - участника определить в своем внутреннем законодательстве сохраняют ли или утрачивают его гражданство граждане, приобретающие или имеющие гражданство другого государства;

Особым правовым состоянием является безгражданство.Международно-правовые акты и российское законодательство закрепляют тенденцию сокращения случаев безгражданства.

Конвенция о сокращении безгражданства устанавливает благоприятный режим для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания. Конвенция закрепила принцип «права почвы», в силу которого дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения (ст. 1). Дети неизвестных родителей, обнаруженные на территории государства, приобретают гражданство по «праву почвы» (ст. 2). В соответствии со ст. 5 Конвенции о сокращении безгражданства каждое государство должно позаботиться о том, чтобы утрата гражданства страны была обусловлена приобретением другого гражданства. Конвенция допускает отказ от гражданства и отвергает принцип лишения лица гражданства, если вследствие этого он становится апатридом (ст. 6).

В национальном законодательстве государств должен быть исчерпывающий перечень оснований лишения гражданства.

Целью Конвенции о гражданстве замужней женщины является устранение случаев возникновения безгражданства вследствие вступления женщины в брак с иностранцем. Конвенция закрепляет принцип равенства (независимости) жены в браке. Согласно ст.1 Конвенции ни заключение, ни расторжение брака, ни перемена гражданства мужа не будет автоматически отражаться на гражданстве жены. Конвенция закрепляет возможность сохранения своего гражданства женой, в случае приобретения или отказа от гражданства мужа.

Правовое положение лиц без гражданства в государстве проживания, в соответствии с Конвенцией о статусе апатридов, приравнивается к правовому положению иностранцев. Конституция РФ регулирует статус иностранцев и лиц без гражданства одной нормой. Личный статус лиц апатрида определяется законом домицилия или законом страны его проживания.

В отношении таких прав как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов апатридам, законно проживающим на территории договаривающего государства предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньше чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного перемещения в пределах территории государства при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Конвенция закрепляет положение, согласно которого апатрид пользуется определенным комплексом прав на территории того государства, где он имеет постоянное место жительства. Участники конвенции взяли на себя обязательство не выселять законно проживающих апатридов по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. В соответствии со ст. 32 Конвенции облегчается ассимиляция и натурализация апатридов.

В Европейской конвенции о гражданстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда гражданство может быть утрачено автоматически и расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Европейская Конвенция регулирует вопросы, которые возникают применительно к гражданству в связи с правопреемством государств. Конвенция рекомендует государствам решать вопросы гражданства в соответствии с принципами международного права, в частности принципом избежания безгражданства.

Конвенция о статусе беженцев предусматривает льготные основания для предоставления гражданства, лицами, которые подпадают под действие конвенции. В соответствии со ст. 34 Конвенции государства -участники приняли на себя обязательство облегчать натурализацию беженцев.

Согласно Конвенции о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительство в государстве происхождения, возвращение натурализованных лиц в государство прежнего гражданства имеет последствием утрату натурализации и реинтеграцию в прежнем государстве.

Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве предлагает ограничить безгражданство путем условного разрешения на выход из гражданства перед его натурализацией в иностранном государстве, то есть оно зависит от того, приобретет ли лицо новое гражданство или нет. Существует два протокола к конвенции, посвященных вопросам безгражданства. Согласно первому протоколу в государстве, где гражданство не приобретается в силу самого факта рождения от матери - гражданки данного государства и отца - апатрида или лица не установленного гражданства, ребенок должен приобрести гражданство по месту рождения. Во втором протоколе предусмотрено, что если лицо по прибытии в другое государство утрачивает свое гражданство, не приобретая нового, то государство первичного гражданства обязано принять его по требованию государства, на территории которого оно находится, если: а) это лицо нуждается в средствах либо вследствие неизлечимой болезни, либо по другой причине; б) оно приговорено в государстве пребывания к тюремному заключению не менее чем на один месяц или отбыло подобное наказание

Конвенция регулирует вопросы гражданства и замужней женщины. Так, в соответствии с конвенцией если по закону государства, гражданство которого имеет женщина, жена вынуждена утратить свое гражданство в связи со вступлением в брак с иностранцем, то применение этого положения обусловлено приобретением ею гражданства мужа; если же в связи с изменением гражданства мужа во время брачного союза жена утрачивает гражданство, то эта утрата опять таки будет зависеть от приобретения ею гражданства мужа.

Для урегулирования последствий двойного гражданства и безгражданства заключаются региональные международные договоры, В соответствии с Кодексом Бустаманте государства имеют суверенное право определять гражданство согласно собственному законодательству. Если же возникает коллизия между законом домицилия и законом происхождения, то предпочтение отдается закону домицилия.

Рекомендованная литература

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Международное публичное право: Сб. документов: В 2 т. М., 1996. Т. 1.

Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека 1950 г. // Совет Европы, 1994.

Дженис М. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии: / Пер. с англ. / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли М., 1997.

Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. / Председатель ред. коллегии – д.ю.н., проф. В.А. Туманов – М.: Изд-во НОРМА, 2000.

Обращение в Европейский Суд по правам человека /Под. общ. ред. Ф. Лича. М., 2006

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право / О.И. Тиунов. М., 1999.








Сейчас читают про: