Этика всеединства

Учение о человеке

Личность – это высшая точка развития природы, с человеком и обществом связана история. Религиозное понимание человека. Идея свободы личности, ее высокого нравственного и исторического предназначения. Человек в метафизике всеединства имеет множество определений. В зависимости от точки зрения они могут быть гносеологическими – определяется через качества и характер единства своих познавательных способностей, этическими — рассматривается как существо, призванное собирать, умножать, творить добро. Философско-историческое определение личности, которая своею деятельностью осуществляет «снизу», из точки равноудаленности от неба и земли, процесс их соединения во имя торжества богочеловечества, которое, в свою очередь, есть становящийся и прогрессирующий синтез бога и человечества в рамках земной исторической судьбы людей как социального организма. Исток неблагополучия личности — метафизическое несоответствие между духом и плотью человека. Защита неотчуждаемого достоинства личности. Признание личности духовной реальностью. Преувеличение возможностей индивида как духа. Спиритуалистическая и одновременно пантеистическая (точнее пантеистическая) позиция, основанная на убеждении в присутствии в мире, буквально в каждой вещи идеального – хотя бы в виде отблеска или намека. Дух субъекта есть средоточие, центр человека. Теория сознания и духовно-теоретической деятельности. Три отношения субъекта к самому себе как носителю сознания: «нераздельный субъект, раздельная сознательная жизнь, самосознание». Конструктивная мощь личного духа объясняется его генетическим родством с Мировой Душой, Софией, а через нее – с Абсолютно сущим.

«Оправдание добра». Исследование нравственности не должно рассматриваться как непосредственный способ этизации действительности, поскольку это означало бы подмену практических моральных отношений логическим их анализом и обоснованием. В жизни морализирование и проповедь не являются главными способами решения нравственных проблем, ибо последнее зависит прежде всего от выбора индивида. Этика может лишь предлагать разумное, осмысленное представление о добре, его более или менее отчетливое и полное понимание. Нравственная философия необходима, поскольку «от окончательного выбора между двумя путями – добра и зла – человек ни в коем случае избавиться не может». Положение о существовании в мире Добра как некой идеальной сущности, как нормы и должного. Активность индивидуального и социального субъекта во всеобщем деле созидания добра. Признание природных предпосылок человеческой нравственности, находящих свое высшее выражение в личности и «собирательной», т.е. совместной и всё более солидарной жизни людей. Утверждение неразрывной связи добра с единым космоэволюционным процессом. Солидарность – всеобщий факт мирового развития человечества, но она крайне несовершенна, поскольку, с одной стороны, носит бессознательно-принудительный характер, с другой – обычно почти не одухотворена высокими нравственными нормами. Начала нравственности (первичные данные) – стыд, жалость или симпатическое чувство, чувство благоговения или благочестия. Трансформации первичных начал человека образуют все многообразие нравственных переживаний и морального сознания. Цель и смысл человеческой жизни в самом его приумножении. Единство нравственности в жизни человека со всеми другими областями его деятельности. Личность не должна быть средством для достижения блага другого лица, класса или общества. Социальный характер любого нравственного акта.




double arrow
Сейчас читают про: