Этика всеединства

Учение о человеке

Личность – это высшая точка развития природы, с человеком и обществом связана история. Религиозное понимание человека. Идея свободы личности, ее высокого нравственного и исторического предназначения. Человек в метафизике всеединства имеет множество определений. В зависимости от точки зрения они могут быть гносеологическими – определяется через качества и характер единства своих познавательных способностей, этическими — рассматривается как существо, призванное собирать, умножать, творить добро. Философско-историческое определение личности, которая своею деятельностью осуществляет «снизу», из точки равноудаленности от неба и земли, процесс их соединения во имя торжества богочеловечества, которое, в свою очередь, есть становящийся и прогрессирующий синтез бога и человечества в рамках земной исторической судьбы людей как социального организма. Исток неблагополучия личности — метафизическое несоответствие между духом и плотью человека. Защита неотчуждаемого достоинства личности. Признание личности духовной реальностью. Преувеличение возможностей индивида как духа. Спиритуалистическая и одновременно пантеистическая (точнее пантеистическая) позиция, основанная на убеждении в присутствии в мире, буквально в каждой вещи идеального – хотя бы в виде отблеска или намека. Дух субъекта есть средоточие, центр человека. Теория сознания и духовно-теоретической деятельности. Три отношения субъекта к самому себе как носителю сознания: «нераздельный субъект, раздельная сознательная жизнь, самосознание». Конструктивная мощь личного духа объясняется его генетическим родством с Мировой Душой, Софией, а через нее – с Абсолютно сущим.

«Оправдание добра». Исследование нравственности не должно рассматриваться как непосредственный способ этизации действительности, поскольку это означало бы подмену практических моральных отношений логическим их анализом и обоснованием. В жизни морализирование и проповедь не являются главными способами решения нравственных проблем, ибо последнее зависит прежде всего от выбора индивида. Этика может лишь предлагать разумное, осмысленное представление о добре, его более или менее отчетливое и полное понимание. Нравственная философия необходима, поскольку «от окончательного выбора между двумя путями – добра и зла – человек ни в коем случае избавиться не может». Положение о существовании в мире Добра как некой идеальной сущности, как нормы и должного. Активность индивидуального и социального субъекта во всеобщем деле созидания добра. Признание природных предпосылок человеческой нравственности, находящих свое высшее выражение в личности и «собирательной», т.е. совместной и всё более солидарной жизни людей. Утверждение неразрывной связи добра с единым космоэволюционным процессом. Солидарность – всеобщий факт мирового развития человечества, но она крайне несовершенна, поскольку, с одной стороны, носит бессознательно-принудительный характер, с другой – обычно почти не одухотворена высокими нравственными нормами. Начала нравственности (первичные данные) – стыд, жалость или симпатическое чувство, чувство благоговения или благочестия. Трансформации первичных начал человека образуют все многообразие нравственных переживаний и морального сознания. Цель и смысл человеческой жизни в самом его приумножении. Единство нравственности в жизни человека со всеми другими областями его деятельности. Личность не должна быть средством для достижения блага другого лица, класса или общества. Социальный характер любого нравственного акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: