Философия истории. Идея общественного прогресса

Идея общественного прогресса. Тема истории принимала у Соловьева форму философии истории. Методологически, т.е. по способам ее построения отдает приоритет идее и духу личности. В его историософии (философии истории) личности и обществу предназначена метаисторическая (т.е. сверх- или надысторическая) роль. «Богочеловечество» – центральная категория историософии Вл. Соловьева. С возникновением человеческого организма (как индивидуального, так и социального) начинается этап развития мира, отмеченный сознанием и свободной деятельностью людей. С этого же момента начинается и история человечества, получающая в учении Соловьева прежде всего религиозную окраску и разворачивающаяся как история становящегося религиозного сознания – от различных форм «материальных» (т.е. языческих) религий и религий ничто или небытия (буддизм) до христианства, проходящего, в свою очередь, несколько фаз развития, определяющих эпохи мировой цивилизации. История предстает в виде духовной, духовно-религиозной истории человечества. Теоцентризм — все ключевые моменты концепции связаны с актами внедрения в мир людей божественных, сверхприродных сил. Мировую историю Вл. Соловьев разделяет на два больших периода: движение человечества к Христу и движение от него к некоторой гипотетической и чаемой Вселенской Церкви, которая, по его мнению, должна знаменовать собой человечество. Идеализм диктует Соловьеву анализ истории христианских религий как тех областей общественной жизни человечества, в которых решаются судьбы людей. Специфика — все значительные изменения трактуется как результат истинного или ложного осуществления либо идеи христианства или мировой идеи, либо идеи национальной. «Верхний этаж» исторического процесса связан с судьбами религии, богочеловечества и движением к всемирной теократии (вселенской божественной власти), «второй ее этаж» – с развитием «отвлеченных», искаженных или даже «низших» «идейных» начал общественного развития (ложное понимание идеи бога, «отвлеченные» философия, наука, социализм как идейное течение и т. д.), «первый этаж» исторической динамики наполнен повседневными материальными и житейскими заботами людей. Три мировые силы – Восток, Запад и славянский мир (с Россией во главе) – определяют судьбы человеческой цивилизации. Первые две исчерпали себя, Россия призвана дать жизнь двум первым. Миссия России связана с ее «срединностью» и посреднической ролью между Востоком и Западом. Идея кризиса истории, который приближается потому, что в центр европейской духовной культуры было положено то или иное одностороннее (т.е. ложное) толкование христианства. Мысль о жертвеннической и примирительной миссии русского народа. Идея всемирной теократии, или вселенской церкви («Чтения о Богочеловечестве» (1881 г.), «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь»). Высшая точка в развитии форм организации жизни мирового человечества — соединение государственной (монарх или царь), духовной (первосвященник) и пророческой (свободный пророк) власти. Завершение истории (или ее конец) связано, с развитием и соединением трех властей: первосвященнической, царской и пророческой. «Три разговора» — проблемы зла личного и мирового, вопрос о конце мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: