double arrow

Проблемы истмата

В своей трактовке общества и истории Ленин отталкивался от основных идей марксизма о первичности базиса, материальных основ общества и вторичности «надстройки» – общественного сознания, науки, права и т.д. Мировая история – это последовательная смена общественно-экономических формаций: от первобытнообщинной к рабовладельческой и далее к феодальной, капиталистической и наконец к коммунистической, высшей форме социальной жизни человечества. Динамику истории задает система антагонистических (непримиримых) противоречий, главное из которых – это противоречие между производительными силами и производственными отношениями; первые рано или поздно перерастают рамки общественных отношений и взрывают их изнутри. Все это выражается в форме классовых столкновений между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Теория классов и классовой борьбы объясняет социальное содержание истории. Динамика этой борьбы, как и экономическая жизнь, разворачивается по законам диалектики, наиболее ярким проявлением которой являются революции – «локомотивы истории». Идея субъективного фактора революции, специфика протекания пролетарских революций в XX веке. По мере развития капитализма «народные массы» во все большей мере просыпаются для «исторического творчества», что субъективный фактор, а не просто слепой экономический процесс с его антагонистическими противоречиями, приобретает в революциях решающую роль. По Ленину, революционную ситуацию отличают следующие признаки: (1) «кризис верхов», т.е. невозможность для господствующих классов сохранять свое господство в прежнем виде, т.е. «…обычно бывает недостаточно, чтобы “низы не хотели”, а требуется еще, чтобы “верхи не могли” жить по-старому. (2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов» и (3) повышение сверх обычного политической активности народа. Идея о возможности «перерастания буржуазной революции в социалистическую» в рамках одного революционного процесса. В этой связи им была даже предложена весьма фантастическая форма диктатуры – «революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства», выражение, синонимичное словосочетанию «диктатура народа». Идея такой «диктатуры народа», которая обеспечит пролетариату как «передовому классу» возможность сразу же использовать завоевания «народной демократии» для социалистической революции. Идея возможности победы пролетарской революции первоначально в одной отдельно взятой стране (основоположники считали, что она может быть только единым мировым революционным процессом, охватывающим сразу ряд ведущих капиталистических стран) (в работе «Империализм как высшая стадия капитализма»). Утверждение, что политические перевороты, захват политической власти (а не смена способов производства) являются главным в социальной революции, что даже культурная отсталость не помеха для этого, поскольку можно «догонять другие, более культурные народы и после захвата власти пролетариатом», что победа социализма в мире возможна не одновременно и повсеместно, а как целая историческая эпоха перехода отдельных стран и народов от капитализма к социализму. Мысль о том, что Россия – это такой социальный организм, в котором в рамках одного настоящего времени сосуществуют самые различные экономические и социальные уклады – от первобытнообщинного до капиталистического. Идея перерастания буржуазной революции в России в социалистическую. Определение новейшей истории как переходной, как перманентной борьбы двух мировых «лагерей», мирового социализма и мирового империализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: