Проблемы диамата

Основные направления философских исследований

Разработка вопросов философии носила, как правило, «прикладной» характер, т.е. была связана с решением различных практически-политических задач рабочего или марксистского движения.

В первых крупных работах Ленина (вплоть до написания в 1908 г. «Материализма и эмпириокритицизма») в контексте обсуждения социальных вопросов затрагивались в основном проблемы диалектического метода, а не философского материализма. Идея противоречий как метода познания общества — мы поймем социальные отношения наилучшим образом, если увидим и вскроем содержание и движущие силы общественных, классовых антагонизмов. Эта процедура поиска и раскрытия противоречий и антагонизмов позволяет нам обрести знание содержания, динамики и тенденций развития. Диалектика как метод познания вторична по отношению к действительности, поскольку признает первичной объективную диалектику общества. В работах 90-х – начала 1900-х гг. диалектика понималась и применялась в основном как метод экономического и политического анализа и познания, а идея материализма реализовывалась в контексте доказательств правоты Маркса как исторического материалиста, требовавшего признавать первичность материального, экономического базиса по отношению к общественной надстройке как явлению вторичному и производному. Сведение статуса диалектики как совокупности всеобщих объективных законов к случайному их совпадению с ходом вещей – такая интерпретация материалистической диалектики едва ли была бы одобрена основоположником марксизма. Защита материализма как философского учения, которая обусловливалась необходимостью борьбы с позитивистским поветрием среди марксистов, а также необходимостью рассмотреть проблемы физики и мировоззренческих последствий новейших по тому времени открытий в этой области естествознания. Материя – это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Распространение принципа партийности на философию, которая, по его мнению, отображает в себе факт классового разделения общества, потребности и интересы того или иного класса, а также борьбу классов за господство в обществе. Партийность философий, каждая из которых может быть только классовой (буржуазной, рабовладельческой, пролетарской и т.д.), является внутренним диалектическим источником развития всего историко-философского процесса. Материя неотделима от движения, а формы ее существования суть время и пространство. Материя «неисчерпаема» ни «вширь», ни «вглубь». Принцип социально-классового отражения — содержание всякой социальной теории мотивируется и определяется экономическими и политическими интересами или установками того класса, к которому принадлежит.В «Материализме и эмпириокритицизме» принцип отражения был представлен как всеобщее и универсальное свойство материи. Решая проблему связи материи живой и неживой, ощущающей и не ощущающей, Ленин высказывает гипотезу о том, что именно свойство отражения и является тем связующим качеством, которое объединяет все уровни развития природы. Сознание – это функция мозга человека как высшего продукта развития материи, сознание – это высшая форма отражения материи. Гносеологический (коррелятивно-референтный) статус истины — соответствие содержания наших идей действительности, онтологический, поскольку истина относится не только к субъекту, но и к объекту. Мысль о «челночном» движении человека от знания к незнанию, от незнания к знанию, от неизвестного – к известному и обратно. «Философские тетради» — центральный философский труд. Мысли о диалектике он тезисно выразил в двух кратких заметках: «Элементы диалектики» и «К вопросу о диалектике». Ленинн пытается интуитивно и дедуктивно проникнуть в сущность диалектики, развернуть всю цепочку ее определений и вместе с тем понять ее как можно более широко и универсально. Поэтому наряду с характеристиками основных законов и категорий диалектики, выявлением их взаимосвязей Ленин включает в понятие диалектики учение о всеобщем развитии и ставит вопрос о разработке общей теории диалектики. Теория диалектики должна быть итогом и обобщением всей истории познания. Сама диалектика оказывается единством логики и теории познания. Таким образом, в диалектике как знании стираются грани между онтологией и гносеологией, между объективной и субъективной диалектикой, между мышлением и бытием. Мысли о тождестве противоположностей, о «вечной смене» и «текучести» понятий, о том, что единство условно, а борьба абсолютна, что «не надо трех слов» «диалектика, логика и теория познания», поскольку все это суть едино, что каждая вещь связана с каждой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: