Становление взглядов и специфика мышления

МИРОВОЗЗРЕНИЕ В.И. ЛЕНИНА

Космизм, глобальный эволюционизм и экологизм

Общество и его проблемы

Социальный критицизм — критика «казенного прославления», «цезаропапизма», капитализма и социализма как неизбежного продукта последнего. Эта критика не делала его конкретно мыслящим политиком или просто сторонником какой-то формы. Осуждение «национального» (исторического) православия в России, самодержавия, подчинявшего церковь отнюдь не духовным и не нравственным интересам, «цезаропапистского абсолютизма в России». Неприятие реального состояния и практики православной церкви как орудия идеологической политики царизма, критика ее как социального института, интегрированного в политическую и экономическую систему авторитарно-сословного общества. Критика капитализма, антибуржуазная позиция. Ошибка социальной философии Вл. Соловьева – отождествление капитализма и социализма. Социологические представления пронизаны идеализмом.

Фиксация Вл. Соловьевым некоторых общих изменений мировой истории: образование всемирного рынка, начало научно-технической революции, становление средств массовой информации и коммуникаций. Мысль о возникновении нового качества общности человечества, идею увеличивающейся взаимозависимости народов и континентов. С метафизической точки зрения космизм и принцип единства всех «царств» вселенной: астрального (звездного), растительного, животного, человеческого(разумного и социально-исторического) – коренятся в исходных началах сущего, поэтапно разворачивающегося в систему всеединства. Мировой процесс носит всего позитивно-созидательный характер, когда высшие формы не отрицают низшие, а «оправдывают» и внутренне срастаются с ними. Переосмысление взаимосвязей между человеком и природой, обретение «экологического сознания». Философ не отрицает неизбежности наступления периода попыток покорения природы, но настаивает на важности преодоления этого этапа и восхождения на более высокий уровень взаимосвязи человечества и окружающей среды.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924) родился в семье инспектора народных училищ. В 1887 г. он с отличием закончил гимназию, поступил на юридический факультет Казанского университета. Исключили за участие в студенческих сходках, ссылка в деревню Кокушкино. 1887 – 1891/1893 гг. – это годы «двойного» образования. Ленин готовит и сдает экстерном экзамен за полный курс юридического факультета и получает диплом первой степени и примерно к 1893 г. завершает интенсивный период выработки своего марксистского мировоззрения. Начало 90-е гг. — начало политической деятельности в Петербурге. Сознательный выбор учения. Принципы были восприняты из (1) просветительских и земско-демократических установок семьи Ульяновых; (2) из полу запрещенных произведений радикальных русских демократов; (3) из литературы общеобразовательного и общекультурного характера. Ориентация на изменение действительности — мотив всех форм ленинской активности. Самарский (1889 – 1893) период — период марксистского самообразования. Участие в работе кружка революционно настроенных интеллигентов (кружок А.П. Скляренко), контакты с Н.Е. Федосеевым. Активное и целеустремленное овладение теорией, содержание которой становилось не просто знанием, а убеждением, составляющим основу политического и философского отношения к действительности. Отсутствие духовной эволюции в традиционном смысле этого словосочетания, т.е. об отсутствии перехода от одной системы убеждений к другой, что предполагает обычно, по меньшей мере, частичный, но существенный отказ от первоначальной, разрыв, а иногда и острую борьбу прежних убеждений с новыми во внутреннем мире человека. Ученичество органически перерастало в изучение, исследование, овладение и развитие в соответствии с явно или неявно осознаваемыми принципами отношения к идеям, составляющих содержательную основу мировоззрения, так же как и принципами их реализации в жизни. Отношение к марксизму как к целостной, завершенной в своей основе науке, т.е. работ с теорией не посредством сочленения различных ее идей с немарксистскими, а посредством применения к конкретному предмету этой теории – экономическим, политическим и иным реалиям общества. Усмотрение марксизма как сложного, одновременно и теоретического объекта, и практического, политического движения, и социальной реальности — сущность ленинизма. Ленинизм – это понятый Лениным и примененный к обществу марксизм. Черты мышления: практичность в смысле политической направленности, направленности на изменение мира, догматическая вера в то, что марксизм – это строгая и высшая по своему качеству наука. Волюнтаризм, догматизм, научный пуризм и прагматизм. Революционность как волевое, классовое, практически-политическое начало никоим образом не противоречила в глазах Ленина строгой научности мышления. К этому следует добавить: - наступательную психологию Ленина, «психологию активной борьбы», как выражался вождь большевизма; - резко критическое отношение к «идейным противникам», что рассматривалось не только как один из важнейших идеологических фронтов марксизма, но и как способ его теоретического и практического развития; - классовое рассмотрение социальной действительности, т.е. видение и общества, и человека как бытия классовых сознаний: буржуазных, мелкобуржуазных, феодальных, социалистических и др.; человек при этом не рассматривался как индивид, но именно как представитель того или иного социального класса, а его сознание – как сознание этого класса; - имперсонализм – склонность избегать (и тем более проявлять) соприкосновения с личностным и интимным в человеке, невнимание к собственному «Я», личность (да и то только образованная, интеллигентная) интересовала Ленина только в одном своем измерении: каким образом она может (точнее должна) прийти к марксизму, «примкнуть к этой борьбе пролетариата с буржуазией», - отсутствие субъектной рефлексии, нелюбовь рефлектировать относительно своего отношения к самому себе, своему познанию, действию, к самооценке и т.д.; - высокая рефлективность относительно марксизма как объективно данного теоретического феномена (возможно, как компенсация за отсутствие интереса к отношениям «я – теория», «я – другой», «я – история» и т.д.), т.е. рефлексия не на себя, а на предмет познания, погруженный в социальный контекст и существующий исключительно во имя «общего», для изменения социального; - риторизм и педагогическая акцентировка в суждениях о марксизме как следствие усилия не только осмыслить теорию, но и научить других знать, понимать, принимать, руководствоваться ею и практиковать ее; - социоцентризм и историоцентизм ленинской мысли, которые выражались в постоянной ориентации и соотнесении теории с социально-исторической практикой как следование марксистской максиме единства теории и практики во имя изменения мира; - диалектичность мышления Ленина; - страсть к спорам, непримиримость, жажда «разоблачить», «заклеймить» своего «противника», что было одним из негативных следствий высокой степени диалектичности (софистики), классовости и политизированности его мышления и психологии; - фанатизм в достижении целей, нетерпеливость и нетерпимость ко всякого рода компромиссам (если это только не тактическое средство в конце концов победить противника); в ряде случаев это вело к такой «модернизации» теории, которую ее основоположники не могли даже и представить (теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, возникновение целой «межформационной» исторической эпохи «перехода от капитализма к коммунизму» и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: