Философия В. В. Розанова

Социологический анализ марксизма

Взаимодействия теории и общества. Идея о «встречном» движении марксизма и рабочего класса, первого – сознательно, второго – стихийно. Взаимодействие марксизма с немарксистскими социальными реальностями: от врагов марксизма до его попутчиков. Проблема социологии познания: марксизм как идея не знает барьеров на пути проникновения в головы людей и различных социальных групп, но, соединяясь с классовыми убеждениями и психологией индивидов и групп, он так или иначе искажается и извращается. Немарксистское сознание может правильно понять марксизм, но «изображен», истолкован он будет превратно. Существование процессов отражения марксизма в буржуазном и мелкобуржуазном сознании, обратного отражения этих искаженных отражений в марксистском идейном течении. Не признает идеологического плюрализма в международном движении. В этой области разногласия — лишь признаки теоретических ошибок, отступлений от марксизма. Причины разногласий: (1) «сам факт роста рабочего движения», поскольку «рекруты» рабочего движения, по преимуществу вчерашние крестьяне, не имеют достаточно развитого классового сознания и качество их отражения марксизма неудовлетворительно; (2) неравномерность развития капитализма и, следовательно, социалистического движения; (3) «диалектический характер общественного развития, идущего в противоречиях и путем противоречий»; (4) «наконец, чрезвычайно важной причиной, порождающей разногласия среди участников рабочего движения, являются изменения в тактике правящих классов вообще, буржуазии в особенности». «Массы учатся из жизни, а не из книжки» — марксизм оказывался как бы в стороне, а учеба из жизни – ошибка и угроза марксизму, ведь в таком случае «отдельные лица или группы постоянно преувеличивают, возводят в одностороннюю теорию, в одностороннюю систему тактики то одну, то другую черту капиталистического развития, то один, то другой “урок” этого развития». Две угрозы марксизму как теории: марксизм обогнал теорию, разрыв между экономическими реальностями социализма и марксистскими идеологами, с одной стороны, и реальным уровнем «участников социалистического строительства» – с другой. В целом предложения Ленина сводились к развертыванию культурной революции, к ликбезу, постепенному подведению населения к марксизму посредством популярной материалистической и атеистической «классики», через тотальную пропаганду и агитацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: