Вопросы метода

Черты мышления

Рационалист. Пантеистические наклонности и радикальная религиозность, вводившая в мышление Булгакова значительные элементы интуитивизма и иррационализма. Трагичность мироощущения, отношение к слову как к реальному носителю бытия. Метод исследования: элементы экзистенциалистской манеры анализа, феноменологические приемы описания, антиномизм, кантиански понимаемый критицизм, т.е. выявление познавательных ресурсов того или иного философского понятия («гносеологизм»). Булгаков не был субъективистом в философии. Склонность к объективному идеализму, нелюбовь к религиозно-философскому декадансу, психологизму, индивидуализму. Булгаковская гносеология и методология – сложное синкретическое образование, главными компонентами которого являются принципы антиномизма, интуитивизма и гносеологического онтологизма платоновского типа. Попытки использовать принципы кантовского трансцендентализма в обосновании своеобразной гносеологии религии, т.е. для прояснения познавательного смысла религии и природы религиозного сознания.

«Свет невечерний» — критика (в кантовском смысле) религиозного сознания как трансцендентального, т.е. родового и доопытного (априорного) явления с тем, чтобы расчистить дорогу для вероучения. Утверждение абсолютности, универсальности априрности (доопытности) религиозного сознания. Религия — «опознание Бога», «переживание связи с Богом», связь человека с Богом. Конструктивные черты — «связь», «дуализм» и «полярность». «Орган религии», с которым связана гносеологическая достоверность религии, есть «религиозное переживание», в основе которого лежит в свою очередь «встреча с божеством». «Синтетическим религиозным суждением a priori является положение «Бог есть», а основной особенностью религиозного a priori антиномичность (в силу антиномичности, полярности самой связи Бог-человек. Догмат определяется не только как содержательная основа религии, но и как методологический фундамент религиозного сознания. Миф — форма, в которой выражается трансцендентное для человеческого сознания. Классификация религиозной философии, в которой верховное значение придавалось «религиозному мифотворчеству»: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) “общую” философию, которая представляет собой искание “естественного” языческого ума, но, конечно, всё же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли “научной философии” (гносеология, логика, феноменология, наукоучение)». Значение «трансцендентального введения» в религиозную философию — методологически обосновать, «проверить» – перед тем, как строить систему своих религиозно-философских представлений – основные понятия религии и религиозной философии, скоординировать их, выявить их взаимосвязи, иерархию, установить специфику собственно религиозного сознания, что свелось к выяснению традиционного вопроса о соотношении веры и знания, религии и науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: