double arrow

Философско-исторические воззрения


Софиология С.Н. Булгакова

Учение о человеке

Имперсонализм Булгакова не вёл к тираническому подчинению личного и частного общему и безличному. Антропология Булгакова покоится на ветхозаветном мифе о человеке. Центральным здесь является идея образа Божьего в человеке. Это определяет величие, значимость человека, его генезис и место людей в иерархии мироздания. Величие человека, т.к. он был создан «божественного материала», имеет «формально природу Божества, есть Бог in potentia», абсолютность Бога присуща человеку. Реальное наличие трансцендентного, абсолютного начала в человеке. Наличие личностного начала. Иерархическое различие между мужчиной и женщиной. Акт деторождения — акт священный, творческий. Гениальность – выражение мужского, «зачинательного» начала в человеке, а талантливость – женское, воспринимающее и рождающее.

София – это сущность, особая реальность, возникающая в ходе божественного творчества. Если Бог как Абсолют совершенно трансцендентен миру, то Бог как творец открывается ему. София —граница между богом и миром. Труд — исполнение заповедей Бога, раскрытие его «софийности».Софиология утратила связь с земными проблемами, стала проблемой сугубо теологической. В основе и идеале мир есть София, в его «посюстороннем» — ее неосуществленная потенция. Мир в метафизике всеединства был структурирован таким образом, что «высшая» его часть примыкала к Софии, «низшая» – к ничто. София — «любовь любви». От Софии как любви и «вечной женственности» мир получает «женственная тайна», любовь, душевность, животворящая сила.




Метаисторические силы истории— решающие для мировых перспектив, для личности. История —антиномия, мировая трагедия. «Философия истории по существу своему может и должна быть философией трагедии». История была понята как «дурной» и ужасный процесс перманентной смерти, как процесс человеческого умирания. Только то, что лежит за делами посюсторонней истории, может оправдать ее. Начало истории связано не с грехопадением, а с «райским» началом, продолжающим быть идеальной (софийной) основой земной истории. История распадалась на земную историю (конкретное время) и на идеальную историю («райскую», «историческую онтологию», «метаисторию»), не были отделены друг от друга. Онтология власти связана со священной и мистической властью Бога, является проявлением «Высшей Воли» как «Божией милости». Исторически выраженная форма власти отмечена несовершенством, неудачей. Апокалиптичность истории, ее устремленность к концу. «Власть есть богоустановленное средство для внешней борьбы с внутренним злом». Отрицательное отношение к секуляризации.







Сейчас читают про: