Философия слова

Антиномизм как метод

Результат «трансцендентального обоснования» религии — сознательно «антиномическое» (непримиримо противоречивое) истолкование Булгаковым основных понятий и проблем религиозного сознания религиозной философии. Антиномизм — один из основных методов построения и внутреннего оправдания системы, началом объявлялось «ничто». Абсолют трактуется в стиле апофатической (отрицательной) теологии как абсолютное «не». Абсолютное – это не бог, а «трансцендентный фон бога», божественное ничто, вернее не-что. Божественное ничто со стороны его постижения связано с «основной антиномией» религиозного сознания. Не диалектический (противоречивый) характер онтологических начал, но антиномические их противоречия. Диалектика — рассудочная рефлексия по поводу рассудочной же формально-логической деятельности субъекта. Антиномизм и феноменологическое описание — продукты разложения диалектического способа мышления. Принципы интуитивизма, апелляция к догматам, чуду, тайне. Источник антиномии — «осознанная неадекватность мышления своему предмету». Антиномия для разума – это не ошибка в мышлении или заблуждение, но показатель того, что имеется нечто большее, чем антиномия, нечто не вмещающееся в разум, не охватываемое им. Антиномия преодолевается не посредством диалектического решения или снятия, а посредством указания на сверхразумие и незыблемость религиозного откровения, догмата и мифа.

«Философия имени». Синтез христианского откровения и платонизма, борьба с психологизмом и «монистической гносеологией». «Слово– есть мир, ибо это он себя мыслит и говорит, однако мир не есть слово, точнее не есть только слово, ибо имеет бытие еще и металогическое, бессловесное. Слово космично в своем естестве, ибо принадлежит не сознанию только, где оно вспыхивает, но бытию, и человек есть мировая арена, микрокосм, ибо в нём и через него звучит мир, потому что слово антропокосмично и, скажем точнее, антропологично». Слово для Булгакова – бытие первородное, оно рождает себя самого в бытии и потому существует до всякого анализа, логики, гносеологии и философии. Язык есть орудие и практическая манифестация бытия. Онтологическую мощь именования. Бытие само говорит о себе, звучит, живёт через слово и в слове. Проблема лжи — проблема онтологии, как проблема состояния бытия. Религиозно-рационалистическая гносеологии Булгакова. Обобщающее понятие, способным обозначить коллизии, разыгрывающиеся в процессе «вслушивания в бытие» — понятие трагедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: