На пути к экзистенциализму

Период легального марксизма

Вехи жизни Н.А. Бердяева

Социокультурные предпосылки русского экзистенциализма

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА

Экзистенциализме как симптоме и выражение исторического потрясения. Нач. 20в. — усиление социальных напряжённостей. Разрыв между феодальной политико-государственной системой и свободным рыночным. Наличие инертных патриархально-бщинных, примитивно-коммунистических форм жизни. Революционное подполье. Конфликт «официального православия» со светской культурой. Отражение социально-экономического и политического кризиса в сфере культуры.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) родился в Киеве в дворянской семье. Учеба в кадетском корпусе, на естественном факультете Киевского университета. 90-м гг. — начало политической активности Бердяева. За содействие «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» был арестован и в 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию.

Легальный марксизм — разновидность неокантианства, стремившегося соединить философию Канта с марксистской политэкономией и отдельными положениями материалистического понимания истории. Союзник революционного марксизма по оппозиции народничеству и царизму. «Ф.А. Ланге и критическая философия» (1900), «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901). Идея определяющей роли производительных сил в общественном развитии. Идеи «имманентной целесообразности» истории, проникновением и утверждением в ней как всеобщих норм, так и личностного начала. Социальный прогресс рассматривался по-фихтеански, как торжество мирового «Я» в «я» индивидуальном. Лозунг психологизации экономики. Достижение свободы осуществляется путем подключения личности к тому общественному классу (в данном случае к пролетариату), воля которого наилучшим образом приспособлена к требованиям социального прогресса. Попытка соединить марксистскую теорию классов с индивидуализмом. «Примирить» доктрину Маркса с неокантианской этикой не удалось, т.к. философия должна быть системой «сверхнаучного» мировоззрения, «философия не может противоречить ни одному выводу современной ей науки, должна быть синтезом всех знаний своего времени, но синтез этот непременно идёт дальше науки».

Философская эволюция от неокантианского марксизма к трансцендентализму неофихтеанского и абстрактно-религиозного характера. Статьи «Борьба за идеализм» (1901) и «Этическая проблема в свете философского идеализма» (1902). Участие в работе редколлегии прокадетского (к 1904 г.) журнала «Новый путь» (с 1905 г. – «Вопросы жизни»), организация в 1907 г. «Петербургского религиозно-философского общества». Не принял революцию, необходимость противопоставить идею духовной революции. Отрицание конституционализма и буржуазного парламентаризма. Политической компонента — ее суть в постоянном колебании между либерализмом и аристократизмом. Отрицание суверенности государства, народного суверенитета, который ведет к обоготворению человеческой воли, поставленной на место воли сверхчеловеческой. Сознательный антидемократизм, антиэгалитаризм, как выражение неприятия мещанского духа «середины», защита свободы и прав каждого конкретного индивида, приверженность идеальному и возвышенному в человеке, борьба за общечеловеческие права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: