double arrow

Общие мировоззренческие позиции

Время зрелости

«Философия свободы» (1911). Идея свободы — центральная гносеологическая и онтологическая категорией. Свобода — реальность, динамика и судьбы которой определяют смысл человеческого существования, истории, природы и бытия в целом, включая его трансцендентные, божественные глубины. «Смысл творчества» (1916) — ответ на вопрос о качествах и способах бытия человека одновременно в двух мирах, точнее, его существования в разорванном мире – в мире свободы и мире необходимости. Одобрение участия России в первой мировой войне («Душа России» (1915), «Судьба России» (1918)). В 1922 г. был выслан за пределы страны, т.к. не принял революцию. «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории» (I92З), «Мировоззрение Достоевского» (1923) — эмигрантский период. Сначала жил в Берлине, в 1925 г. переехал в Париж. С I925 по 1940 гг. он издавал здесь религиозно-философский журнал «Путь», был профессором основанной русской эмиграцией Религиозно-философской академии. Работы эмигрантского периода: «Новое средневековье» (1924), «К. Леонтьев» (1924), «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (l9Зl), «Судьба человека в современном мире» (1934), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1935), «Дух и реальность» (1937), «Русская идея» (1940), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947).Осуждал фашизм.

Импрессионистский, символистический, афористический, интуитивный и феноменологический, исповедальный, профетический (пророческий), эмоциональный и динамичный стиль мышления и письма. Влияние славянофилов, Вл. Соловьева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина, Н.К. Михайловского, Л.Н. Толстого, К.Н. Леонтьева, И. Канта, Я. Бёме. Произведения Бердяева асистемны и не дискурсивны. Они представляют собой вихревые сгустки мыслей, психологизированные философские «исповеди» или эссе на ту или иную тему, описываемую чередой интуитивно связанных между собой идей. Вера в реальность, первичность и мощь идеального. Интересовали реальность и возможности внутреннего мира личности, раскрывающаяся в ней как суверенном субъекте бесконечная Вселенная свободы, ничто, воли, энергии духа, разума, добра, жалости. Идеальность и духовность связаны с человеком как фундаментальной реальностью. Личность больше чем субстанция с ее статикой и завершенностью. Человек – динамический, всеобъемлющий и творческий дух, свободный и огненный процесс, лежащий в основе всякой данности. Рождение личности подобно рождению вселенной, мира. Идея априорности психологического, затем отказывается «примирять» субъективное и объективное, считая основной задачей философии разрушение в духе и духом мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: