Влияние пяти факторов мотивации на работу индивида на разных этапах его профессиональной деятельности
Пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию
Суть исследований, проводимых в Массачусетском технологическом - институте
1. Цели собственного развития — убедиться в том, что руководители всех звеньев имеют качества, необходимые для работы в ориентированном на результат трудовом коллективе, и мотивацию для деятельности в качестве эффективного руководителя.
Практические меры по собственному развитию как руководителя в значительной степени связаны с этапом служебной карьеры данного человека. По многим причинам критический этап приходится на середину карьеры.
2. В Массачусетском технологическом институте были проведены обширные исследования по планированию служебной карьеры, вызванные тем обстоятельством, что:
• часть инженеров потеряла интерес к технике и вместо этого увлеклась проблемами человеческого поведения;
|
|
• вторая группа инженеров полностью потеряла мотивацию к работе и обратила свою активность на семью и увлечения.
Таким образом, число инженеров, интересовавшихся техникой, постоянно сокращалось. Исследованием было охвачено свыше 3 тысяч человек, работавших на разных уровнях и в разных должностях.
3. На основе исследования было выделено пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, а именно:
• многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (самовыражение). На практике речь идет о том, насколько люди могут использовать на работе свои сильные качества, о соответствии требований, предъявляемых работой, и уровня своего мастерства;
• ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой (работа как она есть). Если первое можно считать структурным фактором, то отождествление представляется активизирующим фактором;
• представление о значении задачи для организации (ценность, статус). Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный фактор мотиваций;
• обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой. Необходимо отметить, что мнение о работе других само по себе увеличивает мотивацию, в то время как "ничегонеговорение" снижает чувство удовлетворенности;
• самодеятельность. Возможность работать самостоятельно, сбалансированность полномочий (власти) и ответственности является пятым фактором, влияющим на удовлетворенности работой. То же самое можно выразить и другими словами: "Самодисциплина — это цена свободы. Обычно люди готовы заплатить эту цену".
|
|
4. Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по содержанию работы.
Во время первого года работы в определенной должности (будь то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами. Самостоятельность не интересует.
В интервале между вторым и пятым годами самостоятельность является важнейшим фактором мотивации. Наличие обратной связи Представляет интерес в течение первых лет. Работник находится "в расцвете сил" после двух-трех лет работы на одном месте.
После пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой, и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов, как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время.
5. Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие:
• систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки необходимо сделать престижными, равно как перемещение вниз в служебной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры;
• обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока);
• активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация);
• систематическое развитие организационной деятельности, обучения и творческого подхода;
• реализация новых форм взаимодействия, например беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия.
ВОПРОС 32. Развитие с помощью кризисов