Виды издержек фирмы
Конкурентов
Измерение спроса в условиях множественности
Разновидности кривых спроса
Зависимость между ценой и уровнем спроса
1. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса выражается кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по определенной цене.
В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2 фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
2. Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности товара. Однако при слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2.
|
|
ВОПРОС 93. Методы оценки кривых спроса
1. Измерение спроса в условиях чистой монополии
1. Большинство фирм так или иначе стремится проводить замеры изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка.
В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает.
2. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ЛИ цены конкурентов постоянными или меняются.
В данном случае мы будем считать, что они остаются неизменными (о том, что бывает, когда цены конкурентов меняются, речь пойдет ниже). Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных иенах. При этом надо помнить, что на спросе могут сказаться помимо цены и другие факторы, например увеличение рекламы и тогда становится невозможным определить, какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая увеличением рекламы. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы.
ВОПРОС 94. Оценка издержек
1. Понятие спроса и издержек фирмы
1. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар, а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая норму прибыли.
|
|
2. Издержки фирмы бывают двух видов — постоянные и переменные.
Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим и т. д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства.
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчете на единицу продукции эти издержки обычно остаются неизменными. А переменными их называют потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единиц товара.
3. Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при определенном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая, как минимум, покрывала бы все валовые издержки производства.
ВОПРОС 95. Анализ цен и конкурентов