Вопрос.
Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой.
Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.
Психология выявляет индивидуальные возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.
Пед психология связана со многими науками в силу целого ряда причин:
- она является конкретной отраслью общепсихологического знания;
- образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача педагога социокультурного опыта, в котором аккумулируются самые разноплановые цивилизационные знания;
- предметом ее изучения является сам познающий и обучающий этому знанию человек, что изучается другими человеческими науками (педагогика, физиология, философия, социология и др.).
Педагогическая психология тесно связана с другими отраслями психологического знания – социальной, дифферециальной психологией и, прежде всего, возрастной. Пед психология и возрастная психология тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то пед психология изучает условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы пед психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И возрастная, и пед психология основываются на знании общей психологии.
|
|
Проблемы пед психологии:
- соотношения развития и обучения;
- взаимосвязи обучения и воспитания;
- генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;
- сензитивных периодов в развитии;
- детской одаренности;
- готовности детей к обучению в школе;
- индивидуализации обучения;
- психолого-педагогической диагностики;
- оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя.
Основные задачи пед психологии (по И.А. Зимней):
- раскрытие механизма и закономерности обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование и сохранение в индивидуальном сознании обучаемого;
- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
- определение особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых, влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- определение психологических основ диагностики, уровня и качества усвоения и соотнесение с образовательными стандартами;
- изучение психологических основ педагогической деятельности;
- определение фактов, механизмов и закономерностей развивающего обучения;
- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе.
Различные подходы к определению предмета пед психологии:
|
|
- Л.И. Божович
Пед психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
- В.А. Крутецкий
Пед психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует различия этих процессов, закономерностей формирования у школьников активного творческого мышления, изменения в психике.
- И.А. Зимняя
Предметом пед психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы изменения в уровне интеллектуального и личностного развития в разных условиях образовательного процесса.
- В.В. Давыдов
Предлагает считать пед психологию частью возрастной психологии. Аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащихся, поэтому преподавание той или иной дисциплины должно сопровождаться по-разному.