Вопрос. Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой

Вопрос.

Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой.

Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.

Психология выявляет индивидуальные возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.

Пед психология связана со многими науками в силу целого ряда причин:

  1. она является конкретной отраслью общепсихологического знания;
  2. образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача педагога социокультурного опыта, в котором аккумулируются самые разноплановые цивилизационные знания;
  3. предметом ее изучения является сам познающий и обучающий этому знанию человек, что изучается другими человеческими науками (педагогика, физиология, философия, социология и др.).

Педагогическая психология тесно связана с другими отраслями психологического знания – социальной, дифферециальной психологией и, прежде всего, возрастной. Пед психология и возрастная психология тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то пед психология изучает условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы пед психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И возрастная, и пед психология основываются на знании общей психологии.

Проблемы пед психологии:

  1. соотношения развития и обучения;
  2. взаимосвязи обучения и воспитания;
  3. генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;
  4. сензитивных периодов в развитии;
  5. детской одаренности;
  6. готовности детей к обучению в школе;
  7. индивидуализации обучения;
  8. психолого-педагогической диагностики;
  9. оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя.

Основные задачи пед психологии (по И.А. Зимней):

  1. раскрытие механизма и закономерности обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование и сохранение в индивидуальном сознании обучаемого;
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
  4. определение особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых, влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  5. определение психологических основ диагностики, уровня и качества усвоения и соотнесение с образовательными стандартами;
  6. изучение психологических основ педагогической деятельности;
  7. определение фактов, механизмов и закономерностей развивающего обучения;
  8. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе.

Различные подходы к определению предмета пед психологии:

  1. Л.И. Божович

Пед психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

  1. В.А. Крутецкий

Пед психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует различия этих процессов, закономерностей формирования у школьников активного творческого мышления, изменения в психике.

  1. И.А. Зимняя

Предметом пед психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы изменения в уровне интеллектуального и личностного развития в разных условиях образовательного процесса.

  1. В.В. Давыдов

Предлагает считать пед психологию частью возрастной психологии. Аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащихся, поэтому преподавание той или иной дисциплины должно сопровождаться по-разному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: