Вопрос. Термин «пед психология» вошел в научный оборот с появлением книги П.Ф

Термин «пед психология» вошел в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Пед психология» (1876г.).

Выделяют три этапа становления пед психологии. 1ый этап – середина ХVII – конец ХIХ вв. этот период представлен именами педагогов: Коменского, Песталоцци, Гербарта, Дистервега, Ушинского, Каптерева.

Первый этап называется общедидактическим с ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику. Если в дидактике Коменского и Песталоцци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще недостаточно, то начиная с работ Дистервега и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя.

Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты саморазвития. Психологическая сторона образовательного процесса, его основ, частных путей и форм разработана Песталоцци недостаточно, также не понятна роль учителя как важного фактора школы.

Дидактика Гербарта имеет существенные особенности: она дает психологический анализ педагогического метода, серьезно ставит чрезвычайно важные вопросы об интересе обучения и неразрывно связывает обучение и воспитание.

Дистервегу принадлежит тезис о главенствующей роли педагога в образовательном процессе. Он первый рассматривает учебный процесс как единство ученика, учителя, изучаемого предмета и условий обучения. По его мнению, залогом и основой воспитывающего обучения становится самосовершенствование, учет особенностей обучаемого и энергетичность действий учителя.

В книге Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868г.) предложена целостная концепция развития человека. Подчеркнуто, что ребенок стоит в центре воспитания и обучения и необходимо всесторонне изучать психику и личность ребенка. Ушинский предавал решающее значение воспитанию. Психолого-педагогические проблемы развития памти, внимания, мышления и речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития.

Каптреву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов великих дидактов, а также представление экспериментальной дидактики, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания. Недостаточная психологичность этого периодапедагогической теории подробно и аргументировано критикуется Каптеревым в книге «Дидактические очерки. Теория образования» (1885г.). «Дидактике Коменского недостает психологии. В этой дидактике еще нет речи о развитии обучения способности учащегося».

Существенный вклад в зарождение пед психологии внес Шацкий, разработавший целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: