2ой период – конец ХIХ – начало 50-х годов ХХ вв.
этап оформления пед психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области.
Каптерев по праву считается основателем пед психологии. В его книге «Пед психология» вводится в научный оборот современное понятие об образовании как совокупности обучения и воспитания в связи деятельности педагога и учеников, рассматриваются пед проблемы учительского труда и подготовки учителей.
Этот период опирается на достижения пед мысли предшествующих столетий. Пед психологи развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретной пед системы. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов составили базис пед психологии: работы Нечаева, Бине, Анри, Меймана, Дьюи, Эббингауза, Пиаже, Волона, Уотсона, Толмена, Скиннера, Выготского, Блонского, Штерна, Монтессори и др.
В 1907г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. Следом за Каптеревым появляются труды американского психолога Торндайка (1903г.) и советского психолога Выготского (1926г.) также озаглавленные пед психология.
Этот период характеризуется формирование особого психолого-педагогического направления – педологии (Мейман, Блонский, Выготский), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических, социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
В это время появляется много работ посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенности запоминания, развития речи, интеллекта, особенности выработки навыков (Ничаев, Анри, Бине, Эббингауз, Пиаже, Дьюи и др.).
Большое значение в становлении пед психологии имели экспериментальные исследования особенностей научения (Уотсон, Толмен, Скиннер, Халл), развития деятельности речи (Пиаже, Выготский, Блонский), а также развитие специальных пед систем (Вальфдорской школы, школы Монтессори).
Особую роль на этом этапе сыграло развитие тестовой психологии и психологической диагностики. Благодаря Бине, Анри, Кеттеллу были разработаны действующие механизмы не только контроля знаний и умений обучающегося, но и управление подготовкой учебной программы учебных процессов в целом.
В Европе в этот период образовывались психологические лаборатории при школах. В них экспериментально изучались типологические особенности школьников, их физические и умственные способности, а также методы преподавания учебных дисциплин.
Таким образом, второй этап развития пед психологии характеризуется все большим внедрением объективных методов измерения, что сблизило ее с естественными науками.






