Вопрос. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования: осознание каждого уровня

Вопрос.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:

  1. осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования;
  2. индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
  3. переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
  4. соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;

5-6. относятся к организации взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Основные принципы современного образования:

  1. интеграция всех воспитательных сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
  2. гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  3. дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
  4. демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.

Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.

Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.

С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: