Вопрос. Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию

Вопрос.

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.

На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

  1. социальный масштаб рассмотрения – образование в мире, в определенной стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного образования, общественного и светского;
  2. ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;
  3. профиль образования – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:

  1. образование может быть светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;
  2. образование характеризуется удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;
  3. образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;
  4. образование имеет количественную и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.

Рассмотрение образования как процесса предполагает:

  1. разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения);
  2. со стороны обучающего образовательный процесс всегда представляется как единство обучения и воспитания;
  3. сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.

Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах:

1. образ того результата, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

2. сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: