Вопрос. 3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в

3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в. до наших дней.

Характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения.

1954г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения.

60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.

70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.

60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.

70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.

Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.

Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.

Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).

В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.

Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).

Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:

  1. активизация форм обучения;
  2. пед общение;
  3. учебно-педагогическое сотрудничество;
  4. управление усвоением знаний и др.

В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.

Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

Раздел 2. Психология образовательной деятельности.

Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.

  1. Образование как многоаспектный феномен
  2. Образование как система, процесс и результат
  3. Основные тенденции и принципы современного образования
  4. Образовательный процесс как единство обучения и учения
  5. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: