3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в. до наших дней.
Характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения.
1954г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения.
60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.
70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.
60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.
70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.
Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.
Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.
Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).
В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.
|
|
Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).
Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:
- активизация форм обучения;
- пед общение;
- учебно-педагогическое сотрудничество;
- управление усвоением знаний и др.
В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.
Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.
Раздел 2. Психология образовательной деятельности.
Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.
- Образование как многоаспектный феномен
- Образование как система, процесс и результат
- Основные тенденции и принципы современного образования
- Образовательный процесс как единство обучения и учения
- Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное