Факторы, влияющие на формирование навыков:
- правильное распределение упражнений во времени;
- понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана выполнения действия;
- знание результатов выполняемого действия;
- влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент обучения;
- рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.
Все они действуют взаимосвязано, но каждый из них оказывает и автономное влияние.
Выработка навыков графически определяется кривой научения, они делятся на два типа:
- кривые с отрицательным ускорением – сначала формирование навыка идет быстро, затем замедляется, приближаясь к некоторому придельному уровню скорости;
- кривые с положительным ускорением – сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее.
В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения, ученик не прогрессирует и не регрессирует, т.е. стоит на месте. Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы, или все вместе исчерпали себя.
|
|
Навыки оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние, ранее выработанного навыка на последующий, называется переносом, отрицательное влияние – интерференцией. Перенос, который является внутренним механизмом научения, предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения: над принципом, программой и способами действия, над отбором учебного тренировочного материала.
Распределение упражнений во времени можно представить следующим образом: наибольшее количество упражнений должно быть в начале тренировки, затем, с увеличением времени тренировки, интервал между такими действиями должен также увеличится. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения.
Схема распределения упражнений во времени:
- упражнение никогда не сходит на нет;
- интервал между упражнениями во время тренировки увеличивается;
- программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.
Критерии свормированности навыка или его отработанности:
Внешние:
- правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок);
- скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;
Внутренние:
- отсутствие направленности создания на форму выполнения действия;
- отсутствие напряжения.
Законы формирования навыка:
- эффекта (Торндайк) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения или иметь желание при следующем повторении улучшить;
- изменения скорости – быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыков вскоре все более замедляется;
- неравномерности развития навыка – улучшения навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, которые влияют на продуктивность;
- плато в развитии навыка – временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка говорит о перестройке их психологической структуры;
- переноса навыка – имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков, и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру;
- отсутствия предела в развитии навыка – конечное плато в развитии навыка всегда может, за счет перестройки структуры навыка, дать хотя бы незначительное улучшение продуктивности;
- угасания навыка – при отсутствии повторений навык приобретает обратное влияние, т.е. деавтоматизироваться, но обратное возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.
Тема 2.6. Психологическая характеристика обучаемости.
|
|
- Понятие обучаемости в пед психологии
- Показатели обучаемости
- Понятие неуспеваемости
- Типы неуспевающих школьников