Вопрос. Факторы, влияющие на формирование навыков: правильное распределение упражнений во времени; понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана

Факторы, влияющие на формирование навыков:

  1. правильное распределение упражнений во времени;
  2. понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана выполнения действия;
  3. знание результатов выполняемого действия;
  4. влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент обучения;
  5. рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

Все они действуют взаимосвязано, но каждый из них оказывает и автономное влияние.

Выработка навыков графически определяется кривой научения, они делятся на два типа:

  1. кривые с отрицательным ускорением – сначала формирование навыка идет быстро, затем замедляется, приближаясь к некоторому придельному уровню скорости;
  2. кривые с положительным ускорением – сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее.

В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения, ученик не прогрессирует и не регрессирует, т.е. стоит на месте. Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы, или все вместе исчерпали себя.

Навыки оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние, ранее выработанного навыка на последующий, называется переносом, отрицательное влияние – интерференцией. Перенос, который является внутренним механизмом научения, предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения: над принципом, программой и способами действия, над отбором учебного тренировочного материала.

Распределение упражнений во времени можно представить следующим образом: наибольшее количество упражнений должно быть в начале тренировки, затем, с увеличением времени тренировки, интервал между такими действиями должен также увеличится. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения.

Схема распределения упражнений во времени:

  1. упражнение никогда не сходит на нет;
  2. интервал между упражнениями во время тренировки увеличивается;
  3. программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.

Критерии свормированности навыка или его отработанности:

Внешние:

  1. правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок);
  2. скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;

Внутренние:

  1. отсутствие направленности создания на форму выполнения действия;
  2. отсутствие напряжения.

Законы формирования навыка:

  1. эффекта (Торндайк) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения или иметь желание при следующем повторении улучшить;
  2. изменения скорости – быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыков вскоре все более замедляется;
  3. неравномерности развития навыка – улучшения навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, которые влияют на продуктивность;
  4. плато в развитии навыка – временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка говорит о перестройке их психологической структуры;
  5. переноса навыка – имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков, и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру;
  6. отсутствия предела в развитии навыка – конечное плато в развитии навыка всегда может, за счет перестройки структуры навыка, дать хотя бы незначительное улучшение продуктивности;
  7. угасания навыка – при отсутствии повторений навык приобретает обратное влияние, т.е. деавтоматизироваться, но обратное возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.

Тема 2.6. Психологическая характеристика обучаемости.

  1. Понятие обучаемости в пед психологии
  2. Показатели обучаемости
  3. Понятие неуспеваемости
  4. Типы неуспевающих школьников

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: