Обучаемость (в широком смысле слова) – это способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.
В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащихся, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, сложных форм деятельности. Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее содержание этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которе проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
Обучаемость (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течении длительного периода, удовлетворенность результатами труда.
|
|
Обучаемость соотносится с понятием обученности как совокупности всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего гобучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.
Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта (по Давыдову):
1. обобщенность мыслительной деятельности, т.е. направленность на обобщение, абстрагирование в учебном материале, готовность выделять главные, существенные признаки;
2. осознанность мыслительной деятельности, которая определяется соотношением е логической и практической сторон, она заключается в способности точно выразить отношения, которыми руководствуется практическая деятельность, ведущая к решению данной проблемы;
3. гибкость мыслительной деятельности – качество, которое проявляется как способность преобразовывать уже привычное, переоценивать уже знакомые выводы с учетом новых условий и требований. Гибкость проявляется в оригинальности, помогает преодолевать стереотипы в мыслительных приемах. Инертность мышления – интеллектуальная пассивность, противоположное качество, трудность перехода от одного действия к другому, трудность применения знаний в новых условиях;
4. устойчивость мыслительной деятельности – способность стабилизировать посредством уже проверенной эффективной операции структуру умственной деятельности на время, которое необходимо для решения задач;
5. самостоятельность мышления – проявляется в умении использовать минимальную, но необходимую помощь, оказанную учителем для продолжения самостоятельной работы;
6. экономичность мышления – совокупность вышеперечисленных качеств характеризуется количеством конкретного материала, который необходим для решения задач; это суммарный количественный показатель обучаемости.
Ядром обучаемости является обобщенность мыслительной деятельности. Многие исследователи рассматривают интеллектуальные свойства, которые лежат в основе обучаемости как ее компоненты.