Методологической основой школы «социальных систем» являлись:
1. Концепция структурно-функционального анализа и
2. Общая теория систем.
«Структурно-функциональный анализ, принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение» (Большая советская энциклопедия).
«Общая теория систем - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов».
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте. Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами.
С позиций этой школы любой трудовой коллектив представляет собой не столько совокупность социальных групп, сколько систему, состоящую из отдельных элементов и подсистем.
К таким подсистемам школа относит:
1. Индивид,
2. Формальная структура,
3. Неформальная структура,
4. Неформальная организация,
5. Статусы и роли,
6. Физическое окружение.
Всё вместе определяется как организационная система.
Изучая организацию, как объект управления, необходимо учитывать свойства, присущие этой системе:
- эмерджентность;
- иерархичность;
- динамичность;
- неполнота информации;
- автономность;
- экономичность;
- надежность;
- многокритериальность;
- инерционность;
- самоорганизуемость;
- адаптивность.
Модель организации в этой школе рассматривается как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования ресурсов образуется добавленная стоимость на выходе. В результате появляется прибыль, увеличивается доля на рынке и т.д.
В теорию менеджмента были внесены следующие новые положения:
1. Развивая учение школы «человеческих отношений», новая школа указывает на взаимное влияние формальной и неформальной организаций. Формальная организация всегда порождает неформальную, последняя оказывает влияние на первую.
2. Руководитель должен обладать «принятым авторитетом». Его распоряжения должны быть:
- понятны,
- соответствовать цели организации,
- сопоставимы с интересами тех, к кому адресованы,
- осуществимы.
3. Каждый индивид обладает «зоной индифферентности», когда он принимает приказы лишь в определённых границах. Приказ, сформулированный вне этой зоны, не будет исполнен.
4. Наряду с централизацией управления важную роль играет децентрализация. Необходимость децентрализации обусловлена границами познавательных способностей человека, невозможностью одновременного охвата всего комплекса проблем, требующих анализа и решений со стороны одного руководителя. Эффективная система управления подразумевает иерархию элементов принятия решений - от высшего уровня до низшего.
5. Информация является важным ресурсом организации. Необходимо управлять потоком информации по всей формальной структуре управления.
6. Важным методом управления информационными потоками являются совещания, комиссии, конференции – они позволяют устранить барьеры в понимании информации.
7. Повышение производительности возможно за счёт разукрупнения группы рабочих – схемы стимулирования лучше работают не в больших, а в малых группах (от 2 до 12 человек).
8. Создание подразделений следует осуществлять не по процессам, как рекомендует классическая школа, а по целям, которые они достигают. Иначе «стоимость координации возрастает».
9. Организационная структура формируется под действием напряжённости, возникающей в результате борьбы разных сил, которые, с одной стороны, навязывают контроль над частями организации, с другой – ограничивают его; с одной стороны, соединяют части, с другой – разъединяют. В организации объективно существуют трения и противоречия. Они являются движущей силой саморазвития организации.
10. Конфликт между организацией и индивидом неизбежен – работа как таковая противоречит натуре человека. Устранить конфликт ничем нельзя. Зная об этом, необходимо управлять конфликтом.
11. Организация как система подобна другим большим системам. Наиболее близко к организации по своим системным свойствам приближаются биологические системы. Взаимоотношения и закономерности существования в биологических системах можно по аналогии переносить на взаимоотношения и закономерности организации.
Школа «социальных систем» наполнила менеджмент самым большим разнообразием методов, подходов и инструментов управления.