Тема пятая. Наука управления или количественный подход (1950 –по настоящее время)

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию менеджмента. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы – в его основе лежит инженерный подход.

Но до второй мировой войны количественные методы использовались в менеджменте недостаточно; считалось, что математические методы малоприменимы в менеджменте, поскольку его основной являются межличностные и групповые отношения, которые моделированию количественными методами не поддаются.

Первое широкое применение количественных методов в экономике было связано с ситуацией принятия решений, в том числе и управленческих. Формализация методов принятия решений в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века позволило сформировать научное направление под названием «исследование операций». Сегодня раздел «Исследование операций» используется для оптимизации самых разных экономических задач, связанных с планированием деятельности организации:

- транспортные задачи,

- задачи размещения производства,

- задачи оптимального выпуска,

- задачи выбора наилучшего решения в условиях определённости, неопределённости и стохастичности и некоторые другие.

Очевидные успехи применения методов исследования операций в управлении организацией привело к тому, что вопросы управления организацией в целом и его отдельные функции стали объектом внимания специалистов в области математических методов.

К концу 40-х – началу 50-х годов ХХ века системный подход, вооружённый таким мощным инструментом как ЭВМ, способствовал появлению новой науки, которую Н. Винер в 1948 году назвал «Кибернетика».

Кибернетика как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе, является междисциплинарной наукой. Она возникла на стыке математики, логики, семиотики, физиологии, биологии, социологии.

Наиболее весомыми теориями, объединяемыми кибернетикой, можно назвать следующие:

1. Теория передачи сигналов,

2. Теория управления,

3. Теория автоматов,

4. Теория принятия решений,

5. Синергетика,

6. Теория алгоритмов,

7. Распознавание образов,

8. Теория оптимального управления.

Таким образом, именно школа «социальных систем» породила новое научное направление в менеджменте – школу количественного подхода. Часто её ассоциируют с понятием «Management Science», дословный перевод которого «Научное управление» не раскрывает сути этого направления.

Назвать его «кибернетическая школа» также будет не верно, поскольку количественные методы, применяемые в менеджменте, существенно шире, чем задачи кибернетики и инструменты кибернетики.

На период 60-х – 80-х годов приходится идеология моделирования, определяемая уверенностью в том, что математические методы в менеджменте способны решить все проблемы управления, довести работу предприятий до уровня автоматизма и свести влияние человеческого фактора практически к нулю.

В основе этой идеологии лежит очевидный факт, что в процессе познания окружающего мира и его отдельных явлений человек использует некоторое субъективное представление о нём. Это субъективное представление реализуется в виде модели, как образа окружающего мира. В процессе познания объекта исследования, получения всё новых и новых знаний о нём, совершенствуются и модели этого объекта:

- словесные модели, как модели, позволяющие идентифицировать объекты и их свойства,

- графические модели, как следующая стадия познания свойств модели, которые помимо идентификации объекта описывают взаимосвязи между ним и его окружением; позволяют формализовать некоторые общие количественные процессы (увеличивается, уменьшается, циклично развивается и т.п.),

- математические модели, как высшая форма познавательной деятельности, позволяющая описать количественные характеристики объекта и его взаимосвязей.

Но уже к концу 70-х годов в математическую школу менеджмента приходит понимание того, что все экономические объекты являются развивающимися, процессы, протекающие в них, в существенной части являются необратимыми.

Это означает, что познавая некоторые явления в менеджменте и описывая их математически, исследователь сталкивается с тем, что на смену этим явлениям приходят новые, ещё не изученные, описание которых на первом этапе возможно лишь с помощью словесных моделей.

Сегодня математические методы в менеджменте – это совокупность методов и моделей, позволяющая решать многочисленные прикладные задачи менеджмента.

В соответствии с функциями управления выделяются и основные математические методы менеджмента:

1. Для формирования целей - используется теория целеобразования,

2. Для прогнозирования – используются методы математической статистики и эконометрики,

3. Для планирования – методы исследования операций,

4. Для организации – методы теории графов,

5. Для регулирование – теория регулирования (в том числе, например. и автоматического регулирования) и математическая статистика,

6. Для контроля – теория распознавания образов.

Перечисленные разделы математических методов ни в коем случае нельзя рассматривать как исключительные и уникальные. Многообразие задач, решаемых на каждом из этапов управления (или его функциями) столь многообразно, что можно выделить только основные типы математических методов и моделей, но отнюдь не всё их возможное многообразие.

При изучении задач и способов их решения в организации производства и менеджменте сегодня повсеместно встречаются математические методы и модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: