Тема шестая. Школа эмпирического менеджмента

Эмпирическое (опытное) познание особенностей менеджмента началось ещё со времён Ф.Тейлора, но оформилось в некоторое отдельное направление со своими сторонниками и явно выделяемыми принципами лишь в 50-е годы ХХ века.

Объектом исследования представителей этой школы стал сам менеджмент. Не труд, не социальные группы, не взаимосвязи между элементами и группами, а именно менеджмент, как система управления. В соответствии с этим было выделено шесть типов менеджмента:

1. Правительственный менеджмент. Любое правительство – это некоторая организационная структура со своим набором исполнителей и руководителей. Здесь возникают особые отношения, поскольку каждый член правительства облечён особыми властными полномочиями и особым статусом.

2. Государственный менеджмент. Это управление государственными структурами, взаимосвязь между исполнительной, судебной и законодательной властью. Управление по всей иерархии.

3. Военный менеджмент. Организация вооружённых сисл и командование ими.

4. Клубный менеджмент. Управление общественными организациями.

5. Бизнес-менеджмент. Это управлениепромышленными и сельскохозяйственными организациями, предприятиями сферы услуг.

6. Менеджмент государственных предприятий. Хозяйственные предприятия государственной собственности.

Считается, что наиболее ярким и системным выразителем идей этого научного направления стал Питер Друкер, который в 1954 году опубликовал монографию «The Practice of Management». Менеджмент, по Друкеру, - это принципы теории и практики управления предприятием, ибо «искусство, компетенция, опыт менеджмента не могут быть как таковые перенесены и применены к организации других институтов и управлению ими».

Следовательно, менеджмент представляет собой слабо формализованную деятельность. Рутинные операции отдельных функций менеджмента не могут быть гарантией успешного функционирования организацией. Только таланты руководителя являются гарантией эффективного управления организацией.

Впервые была рассмотрена личность руководителя, как важнейший фактор эффективного управления организацией. Работа менеджера представляется как сложнейший комплекс, и выполнение каждой категории функций требует различных качеств и квалификации.

Руководитель выполняет две основные функции.

Первая функция – создать из имеющихся ресурсов единице целое, которым и руководить. Он подобен одновременно двум деятелям – композитору и дирижёру. Сам создаёт и сам исполняет.

Вторая функция – помня о прошлом, учитывая настоящее, творить будущее.

Считается, что руководитель организации не должен быть узким специалистом, ведь он неизбежно ограничен рамками своей специальности и видит проблемы через призму своих узкоспециальных знаний. Решение проблем становится односторонним. Тем более это опасно, если руководителем становится «крупный специалист» в своей области.

Руководителем любой организации должен быть специалист в области менеджмента – труду менеджера надо учиться также как и труду по любой иной специальности.

Разделение организации по функциям не является эффективным, поскольку зачастую возникают нестыковки. По мнению этой школы руководители, поскольку они универсальны, должны замыкать на себя все функции. Была предложена продуктовая схема организации (иногда называемые дивизиональными), когда происходит своеобразная «децентрализация по видам выпускаемой продукции).

 
 


Сегодня эмпирическая школа, рассматривая разные объекты управления, предлагает рассматривать в их числе не только вышеприведённые шесть объектов и шесть типов организаций, но и другие, такие как:

- проекты (управление проектами);

- инновации (менеджмент инноваций);

- маркетинг (маркетинг-менеджмент) и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: