Алгоритм стратегического планирования в международной фирме

Процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде четырех взаимосвязанных агрегированных блоков, включающих 15 шагов.

Блок 1. Определение основных приоритетов

1. Обобщенный анализ внешней среды

2. Выбор миссии

3. Формирование целей

Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала. Необходимо провести исследование соответствующей отрасли как: а) специфической деятельности, направленной на производство определенной продукции с использованием определенных технологий; б) арены конкурентной борьбы. И то и другое для международной фирмы имеет явную специфику (стандарты и традиции потребления, государственное регулирование бизнеса (инвестиционное законодательство, правила налогообложения и антимонопольного регулирования), общеполитическая стабильность). Из числа ресурсов зарубежной деятельности фирмы значение для анализа имеют трудовые ресурсы, а также мотивированность персонала.

Блок 2. Определение задач

1. Анализ внутренних возможностей фирмы

2. Определение международных задач или определение задач в стране базирования

3.Оценка взаимной поддержки задач

Состав и характер задач фирмы определяются соотношением внутренних и внешних факторов ее развития с долгосрочными целями общего характера. Анализ этих факторов охватывает четыре области: финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, производственные ресурсы, влияние внешней среды.

После того как все цели фирмы сформулированы и произведена оценка их взаимной поддержки, происходит переход к следующему блоку.

Блок 3. Разработка стратегии

1. Анализ условий деятельности за рубежом и в стране базирования

2. Выбор стратегических альтернатив деятельности за рубежом и в стране базирования

3. Разработка стратегии

Условия деятельности объединяются в следующие группы: а) факторы, формирующие внутренние возможности; б) финансовые факторы (система налогообложения и таможенное законодательство, доступность капитала); в) маркетинговые факторы (характер конкуренции, государственное регулирование рынка, издержки распределения продукции и доставки сырья, необходимость адаптации продукции и применяемых технологий к местной специфике); г) социально-экономические факторы (отношение к бизнесу, политическая и экономическая стабильность страны, инвестиционная привлекательность страны, степень коррумпированности местных чиновников).

Выбор стратегических альтернатив международной деятельности проводится по следующим аспектам: размещение производственных мощностей, направленность сбытовой политики, ассортимент, перемещение факторов производства, приобретение других компаний. Объединение альтернатив по всем аспектам воедино образует международную стратегию фирмы. Такое объединение разумеется, не может быть механическим: все стороны деятельности фирмы взаимосвязаны, и выбор любой из них почти неизбежно ограничивает область остальных решений. Поэтому, если это не заложено прямо в принятых ранее целях, следует установить приоритеты рассматриваемых и формировать стратегию исходя из их значимости для фирмы.

Блок 4. Реализация стратегии

1. Разработка программ, планов и т.д.

2. Выполнение

3. Контроль и оценка эффективности

Организация стратегического планирования предполагает решение следующих задач: а) создание управленческой структуры, реализующей функцию стратегического планирования; б) разработка правил ее функционирования; в) подбор и мотивация персонала; г) организация информационного обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: