Стратегические решения по международной деятельности

Содержание стратегического плана международной корпорации

Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме

Изучение стратегии международных компаний свидетельствует о том, что выделяются четыре типа подходов к построению стратегии:

1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т.е. на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;

2) стратегия, в центре внимания которой — рациональный подход к стельности зарубежных, филиалов, т.е. ресурсы, финансовая поддержка и помощь в НИОКР направляются в первую очередь тем зарубежным риалам, которые функционируют наиболее эффективно, независимо от региона их деятельности;

3) максимальная самостоятельность зарубежных филиалов с целью предоставления им возможности функционировать с учетом национальных особенностей принимающей страны и оперативно удовлетворять специфику спроса основных потребителей;

4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг с целью ускоренного перевода курсов и активизации деятельности на мировых рынках с благоприятной конъюнктурой.

Процесс стратегического управления международной компанией включает в себя:

- формулирование стратегии;

- мероприятия по обеспечению стратегических планов;

- оценку результатов;

- контроль.

Одна из основных проблем, возникающих при разработке международного стратегического плана, — обоснование целесообразности предпринимательства в географической удаленности от головной компании. Отсюда возникает цепь вопросов, которые необходимо решить.

а) соответствует ли предполагаемая зарубежная деятельность общему направлению функционирования международной компании?

б) какими товарами и/или услугами корпорация выйдет на мировой рынок?

в) какие страны окажутся для международной компании приемлемыми, в какой период времени выходить на рынки этих стран?

г) какими партнерами корпорация будет осуществлять предпринимательскую деятельность на зарубежном рынке?

д) на какие условия в контрактах с зарубежными партнерами не обращать особое внимание?

В процессе разработки стратегического плана зарубежного предательства экономисты международных компаний учитывают опыт деятельности крупнейших ТНК на мировых рынках, который свидетельствует о том, что основными факторами успеха принятой и являются:

лидерство в технологии, которое определяется нововведениями в производственные процессы и освоением производства новой продукции. То и другое предоставляет возможность международной компании в определенное время занять позицию монополиста на мировом рынке;

репутация, которая при наличии широко известной торговой марки дает возможность уже на первом этапе выхода на новый рынок получать повышенную прибыль;

эффект масштаба, используемый чаще всего крупными корпорациями при выпуске продукции большими сериями с низкой себестоимостью;

информированность, позволяющая успешно и эффективно проводить операции за границей;

• высокое качество продукции и услуг по сравнению с конкурентами;

наличие менеджера глобального масштаба, понимающего международную ситуацию и способного наладить эффективное функционирование коллектива местных специалистов в принимающей стране. К наиболее распространенным инструментам осуществления международной стратегии международных корпораций следует отнести интегрированное международное производство (ИМП) — результат интернационализации производства путем объединения технологического цикла через границы государств и расширения географического направления производственных и научно-технических связей промышленных предприятий разных стран.

В процессе интеграции следует выделить регионализацию международного производства, которая включает производственную кооперацию не только зарубежных филиалов ТНК, расположенных в разных принимающих странах на территории одного региона, но и сотрудничество с неродственными, независимыми компаниями, функционирующими как субпоставщики.

В 90-х годах в организации ИМП просматривается тенденция к Пирамидальной структуре производственного порядка, когда вокруг основного изготовителя готовой продукции за рубежом группируются подрядные предприятия небольшой и средней величины.

В основе международной деятельности фирмы находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в данной области имеющими соответствующие полномочия менеджерами. Эффективное управление фирмой предполагает, что эта совокупность рационально сформирована, то есть:

1) охватывает все ключевые моменты, связанные с внешними взаимодействиями фирмы независимо от принятой в ней организационной структуры управления;

2) обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений;

3)внутренне непротиворечива;

4) непротиворечива внешне;

5) ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.

Выполнение первых четырех условий позволяет оценивать данную совокупность как целостную систему, являющуюся важным элементом управления организацией; иначе говоря, невыполнение любого из них ставит под сомнение наличие у фирмы рационального стратегического планирования вообще. Вместе с тем лишь выполнение последнего, пятого, условия делает эту систему действительно эффективной, соответствующей современным потребностям управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: