Содержание стратегического плана международной корпорации
Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме
Изучение стратегии международных компаний свидетельствует о том, что выделяются четыре типа подходов к построению стратегии:
1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т.е. на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;
2) стратегия, в центре внимания которой — рациональный подход к стельности зарубежных, филиалов, т.е. ресурсы, финансовая поддержка и помощь в НИОКР направляются в первую очередь тем зарубежным риалам, которые функционируют наиболее эффективно, независимо от региона их деятельности;
3) максимальная самостоятельность зарубежных филиалов с целью предоставления им возможности функционировать с учетом национальных особенностей принимающей страны и оперативно удовлетворять специфику спроса основных потребителей;
4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг с целью ускоренного перевода курсов и активизации деятельности на мировых рынках с благоприятной конъюнктурой.
|
|
Процесс стратегического управления международной компанией включает в себя:
- формулирование стратегии;
- мероприятия по обеспечению стратегических планов;
- оценку результатов;
- контроль.
Одна из основных проблем, возникающих при разработке международного стратегического плана, — обоснование целесообразности предпринимательства в географической удаленности от головной компании. Отсюда возникает цепь вопросов, которые необходимо решить.
а) соответствует ли предполагаемая зарубежная деятельность общему направлению функционирования международной компании?
б) какими товарами и/или услугами корпорация выйдет на мировой рынок?
в) какие страны окажутся для международной компании приемлемыми, в какой период времени выходить на рынки этих стран?
г) какими партнерами корпорация будет осуществлять предпринимательскую деятельность на зарубежном рынке?
д) на какие условия в контрактах с зарубежными партнерами не обращать особое внимание?
В процессе разработки стратегического плана зарубежного предательства экономисты международных компаний учитывают опыт деятельности крупнейших ТНК на мировых рынках, который свидетельствует о том, что основными факторами успеха принятой и являются:
• лидерство в технологии, которое определяется нововведениями в производственные процессы и освоением производства новой продукции. То и другое предоставляет возможность международной компании в определенное время занять позицию монополиста на мировом рынке;
|
|
• репутация, которая при наличии широко известной торговой марки дает возможность уже на первом этапе выхода на новый рынок получать повышенную прибыль;
• эффект масштаба, используемый чаще всего крупными корпорациями при выпуске продукции большими сериями с низкой себестоимостью;
• информированность, позволяющая успешно и эффективно проводить операции за границей;
• высокое качество продукции и услуг по сравнению с конкурентами;
• наличие менеджера глобального масштаба, понимающего международную ситуацию и способного наладить эффективное функционирование коллектива местных специалистов в принимающей стране. К наиболее распространенным инструментам осуществления международной стратегии международных корпораций следует отнести интегрированное международное производство (ИМП) — результат интернационализации производства путем объединения технологического цикла через границы государств и расширения географического направления производственных и научно-технических связей промышленных предприятий разных стран.
В процессе интеграции следует выделить регионализацию международного производства, которая включает производственную кооперацию не только зарубежных филиалов ТНК, расположенных в разных принимающих странах на территории одного региона, но и сотрудничество с неродственными, независимыми компаниями, функционирующими как субпоставщики.
В 90-х годах в организации ИМП просматривается тенденция к Пирамидальной структуре производственного порядка, когда вокруг основного изготовителя готовой продукции за рубежом группируются подрядные предприятия небольшой и средней величины.
В основе международной деятельности фирмы находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в данной области имеющими соответствующие полномочия менеджерами. Эффективное управление фирмой предполагает, что эта совокупность рационально сформирована, то есть:
1) охватывает все ключевые моменты, связанные с внешними взаимодействиями фирмы независимо от принятой в ней организационной структуры управления;
2) обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений;
3)внутренне непротиворечива;
4) непротиворечива внешне;
5) ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.
Выполнение первых четырех условий позволяет оценивать данную совокупность как целостную систему, являющуюся важным элементом управления организацией; иначе говоря, невыполнение любого из них ставит под сомнение наличие у фирмы рационального стратегического планирования вообще. Вместе с тем лишь выполнение последнего, пятого, условия делает эту систему действительно эффективной, соответствующей современным потребностям управления.