Методы оценки конкурентоспособности продукции на мировом рынке

Тема 8. Конкурентоспособность продукции филиала многонациональной компании на мировом рынке

Одна из главных задач глобального менеджера – обеспечение конкурентоспособности продукции зарубежного филиала международной компании на мировом рынке с использованием научных подходов, концепции маркетинга и учета человеческого фактора.

Конкуренция товаров может проявляться по следующим основным направлениям:

- между отечественными компаниями на отечественном рынке;

- между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;

- между отечественными и иностранными компания­ми на зарубежных рынках;

- между иностранными компаниями на отечественном рынке;

- между отечественными компаниями на зарубеж­ных рынках.

Стержнем международных экономических отношений является товар, занимающий центральное место в политике и практике международной торговли, определяющий совокупность мер по его созданию, производству, хранению, транспортировке, реализации на рынке, сервису, рекламе.

Главное в любом товаре – потребительские свойства, т.е. способность выполнять функцию удовлетворения потребностей владельца – участника международных экономических отношений.

Практика международной торговли показывает, что если товар не в состоянии удовлетворить потребности зарубежного покупателя, то никакие деяния, дополнительные затраты не способны улучшить его позиции в конкурентной борьбе за покупателя.

Можно выделить пять основных аспектов в подходе к достижению конкурентоспособности товара и услуг на мировом рынке:

1. Эффективность системы глобального менеджмента, определяемая оптимальным построением структуры управления внешнеэкономической деятельностью в международной компании, содержанием и организацией внешних и внутренних связей системы МНК.

2. Степень подготовленности МНК к выходу на внешний рынок с новым видом товаров и услуг, определяемым качеством результатов НИОКР по определенному объекту с точки зрения новизны, оптимальности технических характеристик и показателей надежности, соответствия нормам охраны окружающей среды (экологичности), технологичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации.

3. Качество товаров и услуг, обеспечиваемое применяемым оборудованием, технологией, материалами, системой управления качеством, уровнем организации производства и труда.

4. Затраты основных потребителей на приобретение товаров или пользование услугами, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию за весь гарантируемый срок службы товара.

5. Степень удовлетворения основных и дополнительных потребностей покупателей с учетом специфики принимающей страны, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, соответствием рекламы действительным потребительским свойствам продукции, качеством упаковки, условиями хранения, продажи, поставки, послепродажным гарантийным обслуживанием.

Часто зарубежные филиалы МНК достигают на рынках принимающих стран более высокого уровня конкурентоспособности по сравнению с национальными фирмами за счет больших финансовых возможностей и массированных рекламных кампаний. Однако главный фактор достижения конкурентоспособности на мировом рынке – правильно выбранный ассортимент товаров и услуг на основе квалифицированного анализа конъюнктуры рынка.

Для проведения такого анализа экономисты МНК нередко используют метод, разработанный Бостонской консультативной группой «Бостон консалтинг груп» и получивший название «бостонская матрица» (рис.7.1).

       
   
 
Темпы роста продаж
 


 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: