Тема 8. Конкурентоспособность продукции филиала многонациональной компании на мировом рынке
Одна из главных задач глобального менеджера – обеспечение конкурентоспособности продукции зарубежного филиала международной компании на мировом рынке с использованием научных подходов, концепции маркетинга и учета человеческого фактора.
Конкуренция товаров может проявляться по следующим основным направлениям:
- между отечественными компаниями на отечественном рынке;
- между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;
- между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках;
- между иностранными компаниями на отечественном рынке;
- между отечественными компаниями на зарубежных рынках.
Стержнем международных экономических отношений является товар, занимающий центральное место в политике и практике международной торговли, определяющий совокупность мер по его созданию, производству, хранению, транспортировке, реализации на рынке, сервису, рекламе.
|
|
Главное в любом товаре – потребительские свойства, т.е. способность выполнять функцию удовлетворения потребностей владельца – участника международных экономических отношений.
Практика международной торговли показывает, что если товар не в состоянии удовлетворить потребности зарубежного покупателя, то никакие деяния, дополнительные затраты не способны улучшить его позиции в конкурентной борьбе за покупателя.
Можно выделить пять основных аспектов в подходе к достижению конкурентоспособности товара и услуг на мировом рынке:
1. Эффективность системы глобального менеджмента, определяемая оптимальным построением структуры управления внешнеэкономической деятельностью в международной компании, содержанием и организацией внешних и внутренних связей системы МНК.
2. Степень подготовленности МНК к выходу на внешний рынок с новым видом товаров и услуг, определяемым качеством результатов НИОКР по определенному объекту с точки зрения новизны, оптимальности технических характеристик и показателей надежности, соответствия нормам охраны окружающей среды (экологичности), технологичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации.
3. Качество товаров и услуг, обеспечиваемое применяемым оборудованием, технологией, материалами, системой управления качеством, уровнем организации производства и труда.
4. Затраты основных потребителей на приобретение товаров или пользование услугами, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию за весь гарантируемый срок службы товара.
5. Степень удовлетворения основных и дополнительных потребностей покупателей с учетом специфики принимающей страны, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, соответствием рекламы действительным потребительским свойствам продукции, качеством упаковки, условиями хранения, продажи, поставки, послепродажным гарантийным обслуживанием.
|
|
Часто зарубежные филиалы МНК достигают на рынках принимающих стран более высокого уровня конкурентоспособности по сравнению с национальными фирмами за счет больших финансовых возможностей и массированных рекламных кампаний. Однако главный фактор достижения конкурентоспособности на мировом рынке – правильно выбранный ассортимент товаров и услуг на основе квалифицированного анализа конъюнктуры рынка.
Для проведения такого анализа экономисты МНК нередко используют метод, разработанный Бостонской консультативной группой «Бостон консалтинг груп» и получивший название «бостонская матрица» (рис.7.1).
| |||