Тема 5: Бюджетный дефицит и управление им
Тенденции развития расходной части бюджета в условиях формирования рыночных отношений
Значительные изменения, связанные с переориентацией бюджетной политики в условиях переходной экономики произошли и в расходной части бюджета.
Основной особенностью бюджета явилось изменение состава его расходов. В расходной части бюджета в переходный период сохранялись основные направления затрат, на вместе с тем развивались и внедрялись новые, которые отражали происходящие на данном этапе изменения в экономике и социальной сфере: индексация доходов населения, расходы, связанные с ВЭД, расходы по обслуживанию республиканского долга, финансирование медицинских программ.
Наряду с этими были упразднены некоторые статьи, связанные со взаимоотношениями с союзным бюджетом, ассигнованием на социальное обеспечение, которое стало финансироваться за счет средств специальных внебюджетных фондов.
Объем фондов государственного бюджета за период 1995-2001 гг. увеличился почти в 130 раз, а с 1992 г. по 2001 г. почти в 16000 раз. Быстрый рост расходов был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления ресурсов на новые приоритеты и потребности в связи с рыночными преобразованиями, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности.
|
|
Особенностью бюджета того периода были более низкие темпы роста расходов на отрасли народного хозяйства, которые увеличились в 107 раз по сравнению с темпами роста расходов в целом – 130 раз. Вместе с тем увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга. В тот период важной частью бюджета было увеличение расходов на пополнение государственных резервов и запасов.
В тот период наблюдался большой дефицит бюджета. Темпы роста дефицита были больше темпов роста расходов бюджета.
Особенности переходного периода потребовали резервирования ресурсов в специальных фондах.
Спецификой государственных расходов явилось включение в их состав расходов СЭЗ.
1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины образования
2. Развитие бюджетного дефицита в РБ
3. Источники финансирования бюджетного дефицита
4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
5. Государственный кредит и государственный долг
В любом государстве с планированием доходов и расходов бюджета связана проблема его балансирования. Соотношение между государственными расходами и доходами является принципиальным вопросов бюджетной политики любой страны. В зависимости от того, как государство использует бюджетные отношения для реализации своих функций можно говорить о трех состояниях бюджетного фонда:
|
|
– дефицитном;
– профицитном;
– сбалансированном.
Дефицитный бюджет – расходная часть бюджета превышает доходную за определенный период времени. Профицитный бюджет – доходная часть бюджета превышает расходную за определенный период времени. Сбалансированный бюджет – характеризует равновесие доходной и расходной частей при планировании или при исполнении бюджета. В экономической литературе понятия всех трех видов изложены по-разному.
В экономической теории различают:
– структурный бюджетный дефицит;
– циклический бюджетный дефицит.
Структурный бюджетный дефицит – разность между доходами бюджета и его расходами при определенной фискальной политике и постоянном заданном уровне безработицы.
Циклический бюджетный дефицит – разность между реальным бюджетным дефицитом и его структурным уровнем. Зачастую он нарастает за счет:
– увеличений выплат пособий по безработице;
– сокращение налоговых поступлений во время кризисов;
– за счет роста «теневого» сектора экономики.
Кроме этого в практике последнего десятилетия появился квазифискальный бюджетный дефицит – форма скрытого бюджетного дефицита, обусловленная квазифискальной деятельностью государства как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой.
Квазифискальные операции включают:
1) Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам выше рыночных, или путем банковских ссуд или накоплений взаимных задолженностей;
2) Накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд (просроченные долговые обязательства предприятий, льготные кредиты фирмам, предприятиям);
3) Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование центральным бюджетом убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов Правительству, а также процесс рефинансирования.
Чаще всего бюджетный дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, неэффективность налоговой системы и т. д. Исходя из этого возникает проблема стабилизации экономики, проблема корректировки бюджетной политики или реформирования финансово-кредитной системы страны в целом.
Дефицитом бюджет является следствием:
– высоких государственных расходов;
– ограниченность финансовых возможностей государства мобилизировать необходимые расходы;
– циклических спадов в экономике.
Из определения бюджетного дефицита следует, что основная первопричина его возникновения кроется в отсутствии темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением расходов. Всякое увеличение государственных расходов без соответствующего увеличения доходов создает отрицательное сальдо бюджета. В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются, а значит и возникает бюджетный дефицит.
Дефицит может быть обусловлен государственным регулирование экономики, то есть осуществлением крупных централизованных вложений в развитие отдельных отраслей и изменение структуры производства, развитие рыночной инфраструктуры в условиях переходной экономики.
Бюджетный дефицит может стать результатом чрезмерного увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП. В исключительных случаях превышение расходов государства над доходами является следствием некоторых чрезвычайных обстоятельств: войны, крупные стихийные бедствия.
|
|
Существует множество причин и факторов, определяющих состояние бюджетного фонда в целом и величину бюджетного дефицита в частности. Однако, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение расходов над доходами направляются на развитие экономики, используются для развития и финансирования перспективных отраслей и предполагают обязательную отдачу, то в будущем они способствуют не только возместить произведенные затраты, но и принести определенную прибыль, содействовать дальнейшему экономическому росту. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, поддержку нерентабельных предприятий или целых территорий, то бюджетный дефицит неизбежно усугубит экономическую ситуацию, будет усиливать инфляцию и наращивать государственный долг.