double arrow

Особенности развития доходной части бюджета в переходной экономике РБ


Важным документом в развитии бюджетной системы и организации бюджетного процесса в РБ стал закон «О бюджетной системе РБ», принятый в июне 1993 г.

Дальнейшее развитие государственного бюджета происходило в условиях формирования рыночных отношений в республике и усилению роли бюджета в государственном регулировании воспроизводственных процессов. Увеличение роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождалось усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживалась при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение нескольких последних лет соотношение государственных доходов в ВВП оставалось высоким. Это объясняется тем, что сохранялся контроль государства над экономикой. Так, если в период с 1992 г. по 1996 г. наблюдалось уменьшение доли централизуемого в бюджете ВВП, то в последние годы уровень концентрации финансовых ресурсов в составе государственных доходов значительно увеличился. К моменту приобретения РБ суверенитета, доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4%. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП уменьшилась до 30%. Но в дальнейшем, в связи с изменением в бюджетно-налоговой политики, вновь наблюдался процесс централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете. К 1997 г. он составлял 31% ВВП. В последние годы была обеспечена экономическая стабилизации и произошли некоторые уменьшения доли налогов в ВВП. В 2001 г. по сравнению с 1991 г. оно составило 27,9%. В дальнейшем процесс снижения доли доходов бюджета в ВВП уменьшился. Уже к 2008 г. – 25%.




Начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета стали включать средства пяти внебюджетных фондов, которые получили название государственных целевых бюджетных фондов:

1.Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия

2. Государственный фонд содействия занятости (отменен)

3. Республиканский дорожный фонд

4. Республиканский фонд охраны природы

5. Республиканский фонд энергосбережения (отменен)

По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7% к уровню текущих и капитальных доходов. Доходы целевых бюджетов составляли 15,7% в общем объеме доходов консолидированного бюджета. В настоящее время в составе бюджета аккумулируются почти все средства государственных небюджетных и целевых бюджетных фондов, которые формируют часть доходов бюджета.

Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов свободных экономических зон (СЭЗ).

Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал еще одной особенности бюджета – резкое увеличение размеров бюджетного фонда страны.



Характерной для бюджета 90-х гг. было то, что значительно медленно росли налоги на собственность (они увеличились с 1995-1997 гг. лишь в 15 раз, в то время как рост доходов бюджета был выше в 24 раза). И только в 2000-2001 гг. темпы их роста были выше ростов темпов доходов бюджета. Особенно возросли поступления налога на недвижимость.

Ниже средних оказались темпы роста платежей за использование природных ресурсов, государственных пошлин, налога с населения, чрезвычайного налога. В связи с отсутствием сдвигов в плане рыночных реформ поступления от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности в 2001 г. увеличилось только в 27 раз по сравнению с 1997 г. Чрезвычайно низкими по сравнению с косвенными налогами были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно увеличилось в доходах бюджета роль поступлений от ВЭД. Характерной особенностью развития доходной части бюджета в условиях рыночных преобразований стало более широкая дифференциация категорий плательщиков.

Таким образом, такое положение объясняется в основном нестабильностью налогового законодательства, отсутствием обоснования оптимизации структуры государственного бюджета, частыми изменениями бюджетной политики.







Сейчас читают про: