II. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени
В эпоху Возрождения коренным образом меняются воззрения на природу и человека - «божественное» уступает место «естественному». Власть церкви ослабевает, буржуазия выступает с требованиями чисто светского государства, это находит отражение в политических учениях эпохи. Защитником подобных идей в Италии был политический деятель города Флоренции Никколо Макиавелли (16 в. н.э.). В своих работах он выступает:
1. Против средневековой теории божественного предопределения государства и политики; выдвигает идею объективной исторической необходимости и закономерности. Полагает, что судьба не определяет фатально все поступки людей, «судьба определяет половину наших действий, а другой половиной она предоставляет управлять нам».
2. Кроме судьбы основной политики является личная энергия, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.
3. В своей книге «Государь» Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Вот некоторые из них:
- для достижения политической цели допустимы все средства
- государь должен быть безжалостным и вероломным, жестоким и действовать на подданных страхом
- государь может не считаться со своими обещаниями, он должен быть отважнее льва и хитрее лисицы
- самое главное для государя постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Но нет необходимости обладать всеми добродетелями, их может и не быть, а главное не быть, а казаться.
ВЫВОД: Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теории естественного права и общественного договора уже в эпоху Нового времени.
Наиболее выдающимися мыслителями Нового времени были английские ученые Томас Гоббс (16-17 вв.) и Джон Локк (17-18 вв.).
1. Государство - это большой механизм, образовавшейся в результате движения и столкновения человеческих стремлений и страстей.
2. Первоначальным элементом государства является отдельный человек, находящейся в естественном состоянии, а это состояние - постоянной вражды друг с другом, «войны всех против всех».
3. Если человек следует разуму, то он должен стремиться выйти из естественного состояния и искать мира, а для этого надо заключить общественный договор, который послужит основанием для государства.
4. Надо соблюдать договоры и обязанности для достижения мира, так обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим и т.д.
5. Люди, заключив договор, должны отказаться от всех своих естественных прав в пользу государства. Государственная власть (одного лица или собрания) едина и ничем не ограничена.