double arrow

Типы людей по характеру реагирования на стресс-факторы. Автоматические деструктивные реакции

По характеру индивидуальных реакций людей на стрессоры выделяют два психологических типа:

Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса; показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении внимания со стороны партнера).
Характеризуется:

склонностью к конкуренции, борьбе;

высокой самооценкой;

завышенными требованиями, нетерпимостью по отношению к окружающим.
Тип В — меньше подвержен стрессу.

Характеризуется:

склонностью к компромиссу;

склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

способностью спокойно относится к проигрышу;

терпеливостью по отношению к другим.

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).
Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку тоже необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда, жилье. Стремясь чего-то достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и, соответственно, ежеминутно испытывает влияние стресса.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

Г. Силье утверждал, что мы не должны – да и не можем – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. И именно тому, как избежать разрушающего влияния дистресса на организм, посвящена следующая тема.

Деструктивные реакции широко используются для регенерации исходных мономеров из полиамидов. Так, в результате обработки найлона 6 6 водой при температуре выше 200 С или водным раствором серной кислоты можно выделить адипиновую кислоту и гексаметиленди-амин.

Деструктивные реакции происходят в результате разрыва эфирных, амидяых или других связей в цепи полимера под действием молекул исходных веществ и таких продуктов реакции, как вода, аммиак и др. Наиболее подвержены деструкции макромолекулы большого молекулярного веса.

Деструктивные реакции - происходят в результате разрыва эфирных, амидиых или других связей в цепи полимера под действием молекул исходных веществ и таких продуктов реакции, как вода, аммиак и др. Наиболее подвержены деструкции макромолекулы большого молекулярного веса.

Деструктивные реакции могут протекать как под действием свободных радикалов, так и ионов.

Деструктивные реакции играют важную роль в синтезе сложных органических соединений, хотя они и ведут к укорочению, а не к наращиванию углеродного остова. Из общего курса органической химии известны реакции декарбоксилирования моно - и особенно гем-дикарбоновых кислот (и декарбоалкоксилирования их эфи-ров), реакции кислотного и кетонного расщепления замещенных р - кетоэфиров, реакции озонолаза алкенов как метод получения карбонильных соединений. В данном пособии приведено немало примеров использования подобных реакций в направленном синтезе (см., например с. Деструктивными являются и такие реакции, как дезалкилирование аренов в присутствии хлористого алюминия

Деструктивные реакции происходят в результате взаимодействия растущих цепей с молекулами исходных веществ и с другими веществами аналогичной химической природы, которые либо образуются в процессе реакции, либо попадают в качестве примесей к исходным веществам; наконец, деструктивные реакции могут протекать в результате взаимодействия растущих макромолекул как посредством концевых групп, так и при участии промежуточных звеньев.

39. Типы критики и способы реагирования на неё

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Прямая - о недостатках говорится прямо. Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки - собственно критика. Короткая критика - замечание.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: "ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.→

Открытая и скрытая

Открытая - автор критики известен. Скрытая - неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная - наоборот.

Разгромная использует переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика - с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Когда полезна

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная - как сделать лучше. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая - создающая желание делать. Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец - поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» - момент мотивирующий.

98% критики — это критика личностная. И только 2% остается на критику действия.

Способ №1. Переходите от общего к частному «Всегда», «Никогда» – вот слова, которые обычно употребляются во время «разбора полетов». Мысленно переведите критикующее высказывание «с русского на русский», используя следующую схему. «Да, я опоздала сегодня (а не всегда», «Сейчас (а не вечно) я болтала с подружкой по телефону два часа», «Я действительно испортила ему настроение (но не всю жизнь!».

Способ №2. Преобразуйте отрицательные эмоции в факты Парируя поток негатива, обязательно обращайтесь к фактам. На злобное «ты вот уже час копаешься в прихожей и никак не можешь выйти из дому» ответьте «про себя» – «Я ищу свои ключи (телефон, кошелек, шарфик) всего-лишь пять минут».

Способ№3. Смените минус на плюс Воспринимайте упреки как возможность продемонстрировать ваши положительные качества. Для этого мысленно переформулируйте сказанное так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. «Ты слишком долго принимаешь решение» означает, что вы стремитесь взвесить все «за» и «против», то есть, действуете обдуманно, не делая скоропалительных выводов. Вам говорят, что вы непостоянны? Все дело в том, что вы стремитесь адаптироваться к изменяющийся ситуации.

Способ №4. Нарисуйте карикатуру Попробуйте отнестись к критике с иронией. Не слишком ли возвышенно звучат обвинения? Соответствует ли выражение лица словам? Посмотрите на ситуацию как бы со стороны и усильте, как в карикатуре, ее смешные стороны.

Способ №5. Игнорируйте Если вас откровенно унижают, то вы вовсе не обязаны вести с обвинителем диалог. Можно «проголосовать ногами» и уйти, если ваш уход не будет расценен как бегство с поля боя. Можно не вступать в дискуссию, погрузившись в свои дела.

Способ №6. Просите пояснить подтекст Если вы чувствуете в завуалированной критике унижающий подтекст, заострите внимание говорящего на этой фразе, попросив пояснить, что он имел в виду. Не стесняйтесь использовать фразу «Вы не могли бы повторить, я не поняла, что вы сказали (имели в виду)», если к вам обращаются примерно так «Странно, что с такой фигурой у тебя вообще есть поклонники» и.т.п.

Способ №7. Назовите вещи своими именами Основной задачей вашей ответной реакции является убеждение партнера впредь следить за своими высказываниями. Иногда достаточно просто назвать такую критику своим именем, подвести собеседника к осознанию того, что он делает. На реплику «Надо же, как ты располнела, стала просто пышка!» можно ответить следующим образом «Для меня унизительны твои слова. Я продолжу беседу, если ты перестанешь меня оскорблять».

Способ №8. Помогите собеседнику «прийти в себя» Если вас критикует и унижает близкий вам человек, можно попробовать помочь ему. Скрытой причиной унижающей критики обычно являются обида, злость и прочие негативные эмоции, потому обозначьте свое положительное отношение к нему в целом, скажите, что хорошо к нему относитесь и вовсе не хотите его обижать. Другой вариант — реагировать на чувства критикующего, а не на контекст – «Мне кажется, что вам сейчас не очень хорошо. Что-то случилось?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: