Сравнение интеграции и несвязанной диверсификации
Интеграция | Диверсификация |
Обмен деятельностью или совместное владение сферами деятельности/ресурсами посредством использования: • торговой марки; • эффективного маркетинга; • сервисного обслуживания; • НИОКР и возможностей новых товаров/технологий; • избытка мощностей; • экономии на масштабе производства | Распространение хозяйственной деятельности на новые, не связанные сферы, в целях: • уменьшения риска; • использования выгод налогообложения; • повышения ликвидности активов; • управления потоком доходов; • защиты против слияния; • установления «договорных» цен; • обеспечения интересов руководства |
Имеются два возможных пути осуществления диверсификации:
§ внутренний рост — проведение диверсификации деятельности существующего предприятия;
§ внешний рост — диверсификация путем слияний и поглощений (М & А).
Понятие и типы интеграции
Организационно внешний рост осуществляется на основе приобретений, слияний и поглощений предприятий в других отраслях, что требует значительных финансовых средств. Это приводит к формированию производственных комплексов, включающих, как правило, формально (юридически) самостоятельные предприятия (в этом случае контролируются только конечные результаты их деятельности).
|
|
Слияния происходят на добровольной основе, в результате чего на базе старых компаний создается новая, не существовавшая прежде. Таким образом, вместо прежних компаний образуется новый хозяйствующий субъект.
Поглощение предполагает, что одна компания скупает акции другой и вводит ее в спою корпоративную структуру. Если поглощение осуществляется принудительно, то называется присоединением.
Мотивами слияний и поглощений могут быть:
§ увеличение рыночной доли, выход на новые рынки и достижение эффекта масштаба;
§ устранение конкурентов, раздробление их активов;
§ получение доступа к ресурсам, патентам, торговым маркам, технологиям, каналам поставок и распределения;
§ расширение ассортимента выпускаемых товаров и создание их новых образцов;
§ эффективное использование свободных ресурсов;
§ улучшение корпоративной репутации.
В то же время процесс объединения может происходить на основе долгосрочных контрактов, и тогда образуется сеть, объединяющая юридически и экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Процесс организационного объединения предприятий, вытекающий из стоящих перед ними целей, получил название интеграция.
Этот же термин применяется и для характеристики объединения элементов производственного процесса и денежных средств. Таким образом, можно говорить не только об организационной, но технологической и финансовой интеграции.
|
|
Целями интеграции являются:
§ снижение уровня неопределенности хозяйственной деятельности;
§ ограничение конкуренции;
§ облегчение распространения новшеств;
§ снижение затрат.
Организационные формы интеграции инсортингового типа
Инсортинговая (внутренняя) интеграция предполагает, что все виды деятельности, связанные с производством и реализацией конечной продукции, осуществляются предприятиями «под крышей» одной компании. Управление всем комплексом осуществляется менеджерами головной компании, но предприятия, входящие в объединение, конкурируют между собой за централизованно распределяемые общие ресурсы (в основном — финансовые).
Головные (материнские) компании холдинга выполняют следующие функции:
1. Определение целей, разработка стратегий, проведение единой финансовой и кадровой политики и пр.
2. Поддержка процесса кооперации технологически связанных предприятий и проведения ими согласованной производственной и экономической политики.
3. Формирование единообразного механизма управления дочерними компаниями в национальных рамках, осуществление финансового и административного контроля, координация выполнения крупных проектов.
4. Снабжение информацией о новых продуктах и технологиях, тенденциях мировой торговли, организация распространения делового опыта, оказание консультаций, технической поддержки, услуги.
5. Гарантия своевременности поставок за счет централизации снабжения и сбыта.
6. Инвестирование средств в создание дополнительных производственных мощностей.
7. Перераспределение финансовых потоков участников в целях уравнивания доходов и покрытия убытков.
8. Ускорение диверсификации производства путем участия в капитале других компаний, слияний и поглощений.
9. Облегчение «ухода» от налогов и валютного контроля с помощью трансфертных платежей.
10. Уменьшение рисков за счет отраслевой и территориальной дифференциации производства и пр.
Существуют следующие виды холдингов:
Чистый холдинг (в России - финансовый) - более половины его капитала должно быть представлено в ценных бумагах (обычно центрального банка); остальное - в имуществе, необходимом для управленческой и финансовой деятельности. Вмешиваться в текущие хозяйственные вопросы подконтрольных фирм он не может.
Смешанный холдинг занимается и определенной производственной деятельностью. Это - типичная форма головных компаний многонациональных корпораций, имеющих форму либо промышленных концернов, либо конгломератов.
В качестве интегрирующего субъекта может выступать трастовая компания, которой фирмы передают на основе доверительного договора (траста) под временное управление свое имущество (прежде всего, ценные бумаги).
Организационные формы интеграции аутсортингового типа
В аутсортинговой интеграции участвуют юридически не зависящие (ни прямо, ни косвенно) друг от друга субъекты, связанные, однако, экономическими интересами. Действуя сообща, они получают больший хозяйственный эффект, чем работая в одиночку.
.
СП целесообразны, если:
§ объединяются дополняющие друг друга компании разных отраслей;
§ реализуемый проект потенциально выгоден, но рискован и требует значительных ресурсов, привлечения новых технологий;
§ малым фирмам нужно устоять в конкуренции против большой;
§ техническая база компании позволяет выполнять необходимые функции, но не имеется достаточных мощностей и ресурсов, опыта и знаний;
§ необходимо обеспечить доступ к местным ресурсам, новым рынкам, сбытовым сетям, информации, технологиям, чему препятствуют национальные институциональные барьеры.
|
|
Существуют следующие виды стратегических альянсов.
Во-первых, прямые и обратные соглашения между производственными единицами, являющиеся переходной формой между рынком и нерыночными сделками:
§ традиционные (о долгосрочных поставках, простом франчайзинге, передаче и обмене лицензиями, патентами, ноу-хау);
§ неофициальные картельного типа (о квотах, ценах и пр.);
§ функциональные (о совместных НИОКР; предоставлении технологии, взаимном обмене научными достижениями и производственным опытом; развитии производства и совершенствовании продукции; продвижении товара; техническом содействии, помощи в подготовке кадров; комплексном франчайзинге; услугах в области управления и маркетинга).
Во-вторых, соглашения об участии в активах (о приобретении долей, обмене акциями, создании совместных предприятий неакционерного типа и участии в акционерном капитале, слияниях и поглощениях).
Издержки и выгоды сотрудничества в рамках альянсов приведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2.