Лекция 6. Управление окружающей средой и природными ресурсами на региональном уровне

Одной из основных задач совершенствования природоохранной деятельности является создание природоохранных органов субъекта РФ и региональной системы управления окружающей средой. В ряде субъектов РФ уже действуют специально созданные природоохранные подразделения (Комитет по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов субъекта РФ). При отсутствии собственного природоохранного подразделения Администрация субъекта РФ может поручить управление окружающей средой на своей территории территориальному органу Министерства природных ресурсов.

Основными требованиями к созданию региональной системы управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов являются следующие:

1. Разработка региональной экологической политики – документа, отражающего общее направление, основополагающие принципы, цели и инструменты деятельности Администрации субъекта Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Для разработки экологической политики необходимо знать состояние окружающей среды региона и значимые факторы воздействия на окружающую среду, существующие экологические проблемы.

2. Разработка регионального плана действий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Региональный план действий должен быть направлен на реализацию экологической политики субъекта Федерации. Элементы планирования включают в себя: детальную оценку состояния окружающей среды, оценку антропогенного воздействия, выявление и анализ экологических проблем, определение целей и задач, обоснование и разработку природоохранных и институциональных мероприятий, их ранжирование, анализ затрат и выгод, оценку потенциальных рисков, разработку этапов и программы реализации плана.

3. Реализация регионального плана действий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Для реализации плана и достижения целей экологической политики нужно определить необходимые людские, физические и финансовые ресурсы, выбрать соответствующие инструменты реализации, установить источники финансирования, подобрать организации, способные квалифицированно выполнить те или иные мероприятия, разработать проектную документацию и осуществить запланированные мероприятия в соответствии с программой реализации плана.

4. Измерение, контроль и оценка являются ключевыми видами деятельности в системе управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов. Для оценки влияния выполненных природоохранных мероприятий на состояние окружающей среды и здоровье человека должна быть разработана и осуществляться комплексная система регионального экологического мониторинга, включающая наблюдения за состоянием окружающей среды и источниками антропогенного воздействия. Должны быть разработаны критерии эффективности природоохранных мероприятий и показатели устойчивого развития региона. На основании данных мониторинга, критериев эффективности и показателей устойчивости производится оценка эффективности природоохранной деятельности и проводимой экологической политики. Кроме того, должен проводиться контроль выполнения мероприятий плана с целью выявления их соответствия целям региональной экологической политики.

5. В предлагаемой системе управления окружающей средой реализуется концепция постоянного улучшения. Это достигается с помощью постоянного анализа экологической эффективности системы управления, природоохранной деятельности, экологической политики, выявления возможностей для улучшения, разработки новых целевых экологических показателей.

Схематическая модель региональной системы управления окружающей средой и природными ресурсами представлена на рисунке 1.2.

Управление окружающей средой и природными ресурсами на муниципальном уровне. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения в числе прочих отнесены:

· обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

· регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов;

· участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Компетенции органов местного самоуправления закреплены также в законе «Об охране окружающей среды» и отраслевых законах («О недрах», Водном кодексе, Лесном кодексе, «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых территориях», «Об отходах производства и потребления» и др.). В части не противоречащей Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» действительны полномочия предоставленные Законом РФ «О местном самоуправлении в РФ» (1991 г.).

Орган местного самоуправления, отвечающий за охрану окружающей среды и использование природных ресурсов на территории муниципального образования в соответствии с основными направлениями региональной политики, действующим законодательством и имеющимися полномочиями выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает местные планы действий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов на территории муниципального образования.

2. Вносит предложения в Администрацию субъекта Федерации и территориальные органы МПР для включения в экологические программы, соответственно, регионального и федерального значения.


3. В соответствии с действующим законодательством принимает участие в осуществлении экологического контроля за деятельностью всех хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

4. Совместно территориальными органами МПР составляет протоколы по фактам выявленных экологических правонарушений и принимает меры для привлечения виновных к административной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5. Согласовывает планы природоохранных мероприятий на территории муниципального образования, контролирует их выполнение.

6. Участвует в выборе площадок под строительство хозяйственных объектов и приемке объектов в эксплуатацию.

Лекция 7. Система экологического менеджмента на предприятии

В соответствии со стандартом ISO 14001:2004 система экологического менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики (рис.1.3).

Структура СЭМ на предприятиях газовой отрасли должна учитывать существующую в дочерних Обществах двухуровневую систему управления производством. Первый уровень - СЭМ всего Общества, в которой природоохранная служба выделена в отдельное подразделение - Отдел охраны окружающей среды во главе с его руководителем.

Второй уровень - СЭМ филиалов Общества, в которых специализированная экологическая служба отсутствует, а экологический менеджмент осуществляет отдельный квалифицированный специалист - эколог филиала, уполномоченный решать экологические задачи.

Система экологического менеджмента ООО «Кавказтрансгаз» включает следующие основные документы:

· экологическая политика Общества;

· руководство по применению СЭМ;

· ранжированный перечень значимых экологических аспектов;

· целевые и плановые экологические показатели;

· программа природоохранных мероприятий;

· номенклатура документов СЭМ;

· повышение квалификации и экологическая подготовка сотрудников;

· обращениязаинтересованных сторонпо экологическим вопросам;

· программа производственного экологического контроля;

· программа производственно-экологического мониторинга;

· программа аудита СЭМ;


Рис. 1.3. Модель системы экологического менеджмента ООО «Кавказтрансгаз» и соответствующее нормативно-правовое обеспечение (номера пунктов указаны по стандарту ISO 14000:2004)


· акты экологических проверок и контроль за исполнением;

· анализ СЭМ со стороны руководства, предложения по совершенствованию СЭМ;

· годовой отчет о природоохранной деятельности.

Кроме этого, СЭМ Общества включает документы, регламентирующие специальное природопользование, вопросы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, обращения с отходами и др.СЭМ в филиалах ООО «Кавказтрансгаз» представлена следующими документами:

· обязательства экологической политики;

· ранжированный перечень значимых экологических аспектов;

· целевые и плановые экологические показатели;

· программа природоохранных мероприятий;

· план природоохранных мероприятий и отчет о выполнении;

· номенклатура документов СЭМ;

· план-график аналитического контроля;

· акты экологических проверок и отчет об устранении несоответствий.

Кроме этого, в филиалах находятся документы, регламентирующие специальное природопользование, вопросы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, обращение с отходами и др.

Нормативно-методическую основу системы экологического менеджмента в ООО «Кавказтрансгаз» составляют четыре блока нормативно-методических документов:

I. Международные и Российские стандарты в области систем экологического менеджмента:

· ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;

· ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

· ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;

· ГОСТ Р ИСО 14031-2001. «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования»;

· ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь».

II. Нормативно-методические документы ОАО «Газпром»:

· ВРД 39-1.13-011-2000 Концепция системы управления охраной окружающей среды на объектах ОАО «Газпром» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14000.

· ВРД 39-1.13-012-2003 Система менеджмента охраны окружающей среды ОАО «Газпром». Требования и практические рекомендации к разработке нормативной документации по этапам создания, внедрения и совершенствования систем управления охраной окружающей среды в ОАО «Газпром».

III. Стандарты организации (СТО) ООО «Кавказтрансгаз»:

· «Порядок составления и принятия экологической политики»;

· «Порядок идентификации экологических аспектов»;

· «Порядок разработки целевых и плановых экологических показателей, программ и планов природоохранных мероприятий»;

· «Первичная отчетность по охране окружающей среды»;

· «Порядок информационного взаимодействия и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды»;

· «Требования и порядок проведения мониторинга и измерений, связанных с охраной окружающей среды»;

· «Порядок проведения аудита системы экологического менеджмента»;

· «Оценка эффективности природоохранной деятельности»;

· «Требования и порядок управления документацией, связанной с системой экологического менеджмента»;

· «Положение о производственном экологическом контроле»;

· Руководство по системе экологического менеджмента».

IV. Нормативно-методические документы филиалов Общества:

· инструкция по охране окружающей среды на КС;

· инструкция по охране окружающей среды на производственных объектах ОПС;

инструкция по охране окружающей среды на АГНКС;

· инструкция по охране окружающей среды на ГРС;

· инструкция по охране окружающей среды на объектах вспомогательных служб.

Модуль 3. Управление водными ресурсами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: