Кайзен-костинг в системе управления затратами

Деятельность кайзен в современных японских корпорациях многовекторна. Философия усовершенствования «маленькими шагами» тесно связана со многими известными нам кон­цепциями и методами, в том числе JIT и TQM. Неотделима она и от управления затратами.

Считается, что тремя краеугольными камнями японской системы управле­ния затратами (cost management system) являются таргет-костинг, кайзен-костинг и функция поддержки до­стигнутой себе­стоимости. Первой внедрила подобную «тройст­венную» систему Toyota и сейчас она распространена практически во всех отраслях промыш­ленности Японии.

Система управления затратами в компании Toyota, изображённая на рисунке, позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестои­мости, рацио­нально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия мно­жества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными уси­ли­ями доби­ваться достижения поставленных целей.

В компаниях, которые условно можно отнести к традиционным отраслям промыш­лен­ности, деятельность кайзен осуществляется на трёх уровнях:

  • менеджеров и ИТП, для которых поддержка философии кайзен является функцио­нальной обязанностью;
  • инициативных групп сотрудников, объединённых в кружки качества;
  • отдельных рабочих, которые имеют возможность через систему предложений вно­сить новые идеи.

Концепция таргет-костинг – это не просто техническая процедура целевого каль­кули­рования себестоимости, а целостная концеп­ция управления, под­дер­живающая стра­тегию снижения затрат и реализую­щая функции пла­нирования производства новых про­дук­тов, превентивного контроля издержек и определения целевой себестоимости в соответ­ствии с рыночными реалиями.

Коротко напомним, в чём состоит идея создания таргет-костинг [8]. Разрабатывая эту систему, японские менеджеры вывернули «наизнанку» традиционную фор­мулу ценообразо­вания:

Себестоимость + Прибыль = Цена,

которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство

Цена – Прибыль = Себестоимость

Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент превентивного конт­ро­ля и снижения затрат ещё на стадии проектирования и разработки продукта.

Система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, пред­усматривает расчёт себестоимости продукта, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фак­ти­чески является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники про­изводственного процесса – от менеджера до простого рабочего – трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Таким образом, идея таргет-костинг довольно проста: производить только те иннова­цинные продукты, расчётная себестоимость которых не превышает целевую себестоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: