double arrow

Понятие базы данных, организация БД

Информационное обеспечение может быть организованно двумя способами:

1) В виде совокупности локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ.

Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. К недостаткам этого способа следует отнести: зависимость данных от приложений (для каждого приложения создаются свои файлы); несогласованность данных в разных приложениях; каждый файл содержит множество управленческих документов; избыточность информации; многократность дублирования данных; трудоемкость корректировок (если нужно изменить одну информацию в одном файле - ее надо менять во всех файлах); негибкость файловой структуры; негибкость доступа к информации. Из-за указанных недостатков организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокой скорости реакции при импорте необходимых данных.

2) В виде баз данных (БД). Концепция базы данных также основана на файлах, но зависимых. При создании БД файлы организуются специальным образом.

База данных представляет собой поименованную и структурированную совокупность данных, которые относятся к конкретной предметной сфере,другими словами, информационную модель того объекта (организации или предприятия), информация о котором требуется пользователю для эффективного управления этим объектом.

База данных используются для автоматизации управления деятельностью предприятий. Наиболее широко в следующих направлениях:

- управление внешними бизнес-процессами (закупки, продажи, бартер).

- управление внутренними бизнес-процессами (внутреннее товародвижение, материальная ответственность, подотчет);

- управление производственной документацией (технологические карты, акты на изготовление, заказы в производство);

- управление внутренним и внешним документооборотом;

- управление запасами и ведение складского учета;

- управление безналичными и наличными финансами (банк, касса), контроля оплат и взаиморасчетов с поставщиками и покупателями;

- управление бухгалтерией;

- управление персоналом, отделом кадров, администрирования обязанностей и контроля хода выполнения работ;

- выполнение анализа деятельности предприятия, оценки экономической эффективности деятельности предприятия, обработки данных для принятия объективных повседневных управленческих решений.

Компонентами БД могут быть какие-либо форматированные или неформатированные единицы данных, связанные между собой определенным образом на логическом и физическом уровнях представления. При этом единицы данных характеризуют состояние объекта управления, процессы и явления, которые в нем происходят, а также другие данные при минимальной их избыточности. В некоторых системах управления могут существовать и отдельные наборы данных, которые вместе с базами данных образуют информационную базу системы.

База данных ориентирована на интегрированные требования и служит для удовлетворения информационных потребностей многих пользователей. В связи с этим интегрированные БД позволяют в значительной степени сократить избыточность информации и тем самым сравнительно легко обеспечить поддержание целостности базы.

Интегрированная БД — это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.

По организации и технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные:

‑ централизованную БД отличает традиционная архитектура баз данных.

‑ распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

Основным критерием выбора способа организации является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры БД, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование БД при возникновении новых задач.

При проектировании информационной базы необходимо учитывать следующие принципы:

- системный подход во время построения информационной базы;

- совмещение процессов подготовки первичных документов и перенесения информации на машинные носители;

- минимизация введения и выведение информации: минимизация введения информации за счет фиксации отклонений от заданных параметров выполнения;

- возможность наращивания информационных массивов и их коррекции;

- возможность внутренней адаптации информационных файлов. Адаптация — это возможность системы находить целеустремленное приспособление и поведение в сложных средах.

(Под принципом понимают объективно установленное правило, которого нужно придерживаться, чтобы достичь эффективной работы).

При разработке базы данных обычно выделяется несколько уровней моделирования, при помощи которых происходит переход от предметной области к конкретной реализации базы данных средствами конкретной СУБД. Можно выделить следующие уровни:

- Сама предметная область

- Модель предметной области

- Логическая модель данных

- Физическая модель данных

- Собственно база данных и приложения

Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных. Например, в качестве предметной области можно выбрать бухгалтерию какого-либо предприятия, отдел кадров, банк, магазин и т.д. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Важность данных зависит от предметной области.

Модель предметной области ‑ это знания о предметной области. Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Гораздо более информативными и полезными при разработке баз данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Из наиболее известных можно назвать методику структурного анализа SADT и основанную на нем IDEF0, диаграммы потоков данных Гейна-Сарсона, методику объектно-ориентированного анализа UML, и др. Модель предметной области описывает процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами.

Логическая модель данных предметной области ‑ модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Основным средством разработки логической модели данных в настоящий момент являются различные варианты ER-диаграмм (Entity-Relationship, диаграммы сущность-связь).

При разработке логической модели данных возникают вопросы: хорошо ли спроектированы отношения? Правильно ли они отражают модель предметной области, а следовательно и саму предметную область?

Физическая модель данных ‑ описывает данные средствами конкретной СУБД (например, реляционной СУБД; тогда при разработке физической модели данных возникают вопросы: хорошо ли спроектированы таблицы, правильно ли выбраны индексы, насколько много программного кода в виде триггеров и хранимых процедур необходимо разработать для поддержания целостности данных).

Собственно база данных и приложения ‑ результат предыдущих этапов, реализована на конкретной программно-аппаратной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: