Предшественник исторической школы

НАУКИ В ГЕРМАНИИ В XIX в. Ф. Г. ЛИСТ КАК

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

В отличие от других стран Германия в XIX в. представ­ляла собой слабо развитую в экономическом отноше­нии страну. В том числе и по этой причине имеется оп­ределенная специфика развития экономической науки в Германии, что привело к зарождению немецкой историче­ской школы. Основной ее особенностью является оппози­ция признанной на тот период классической школе, в отли­чие от которой в объект экономической науки включают как чисто экономические, так и неэкономические объекты ана­лиза. Главная задача заключалась в рассмотрении экономи­ки во взаимосвязи с обществом. Только в этом случае, по мне­нию представителей немецкой исторической школы, можно достигнуть объективности полученных данных и теоретичес­ких разработок. В качестве центрального метода использу­ется исторический. В рамках этой школы признавалось при­оритетное значение интересов нации над индивидуальными, а также выделялась специфика экономического анализа в зависимости от страны и региона. Основными представите­лями немецкой исторической школы являлись А. Мюллер, Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.

Адам Мюллер (1799—1829) исходил из необходимо­сти разработки национальной экономической теории, основанной на признании специфичности каждой страны. В работе «Основы искусства управления государством» он рассматривал экономическую систему как резуль­тат взаимодействия чисто экономических и неэкономических факторов: государства, этики, религии.

Фридрих Лист (1789—1846) исходил из того, что на экономику оказывают влияние не только экономические факто­ры, но и неэкономические; национальные, исторические, природные, географические. Он настаивал на необходимос­ти полного государственного регулирования экономических процессов, где интересы государства стоят выше частных.

Карл Бюхер (1847—1930) большое внимание уделил ана­лизу развития экономики и выделил следующие его этапы по степени развития обмена, постепенно сменяющие друг дру­га: домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хо­зяйство.

Луйо Брентано (1844—1931) выдвинул тезис о необхо­димости полного государственного регулирования экономи­ческих процессов с помощью образования крупных монополий, профсоюзов, общественных и государственных организаций. Главная задача государства — создать такие условия, в которых возникновение экономического кризиса невозможно.

Бруно Гильдебранд (1812—1878) в работе «Политическая экономия настоящего и будущего» провел прогнозирование развития экономики с помощью исторического метода, кото­рое показало себя несостоятельным.

Карл Густав Адольф Книс (1821—1898) в работе «Поли­тическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения» разработал методологию экономической науки, где приоритетное место отведено историческому методу.

Немецкая историческая школа внесла большой вклад в развитие экономической науки прежде всего тем, что сформировала альтернативный классическому инст­рументарий. Как таковая она не оказала влияния на эконо­мическую науку в целом, но на основе ее разработок были сформированы такие современные направления, как институционализм и американский институционализм. Сегодня ее разработки дополнили методологический инструментарий экономики как науки. Обосновываемая ее представителями идея об особом статусе немецкой нации, ее приоритете над другими была положена в основу идеологии фашизма и по этой причине забыта на многие годы.

Своеобразие экономического развития Германии при­вело к образованию такого направления экономиче­ской науки, как немецкая историческая школа. Она исходит из особого положения Германии, приоритета наци­ональной экономики, а также полностью отвергает как оши­бочные взгляды классиков. Ее родоначальником, заложившим основы нового направления экономической науки, был Ф. Лист. Работой «Национальная система политической экономии» он определил новые направления экономической науки.

Основной метод его исследования исторический, он позволяет провести анализ развития экономики в прошлом и сделать прогноз ее будущего состояния. Экономическая си­стема для него — это результат взаимодействия как чисто экономических факторов, так и неэкономических — религии, культуры, климата и т.д.

Роль государства в экономике, по его мнению, огромна — это единая духовная основа для всех граждан, объединя­ющее начало. Он считал, что интересы государства должны преобладать над частными — отдельный человек должен жить и трудиться ради процветания всей нации, а не для себя лич­но. Воздействие государства не должно быть ограничено, оно полное и безграничное. Ф. Лист обосновывал это тем, что интересы отдельного человека всегда корыстны, а если их подчинить общим, то их реализация станет взаимовыгодной.

В связи с этим он обозначает объект экономики как на­уки — выработка инструментария, позволяющего определять экономическую политику всего государства. Экономика, прежде всего используется как наука разумного государ­ственного управления. Суть экономической политики госу­дарства сводится к созданию таких условий, в которых будет активно развиваться только национальная экономика. Это так называемая политика протекционизма. Ф. Лист разработал специфическую теорию производи­тельных сил, из которой следует, что главное богатство на­ции заключается в поступательном развитии и усложнении производства, увеличении его объемов. При этом должны быть сохранены и приумножены достижения предшеству­ющих поколений.

Он считал, что экономика постоянно развивается и совер­шенствуется — это главная ее цель. Ф. Лист выделял следу­ющие стадии ее развития: состояние дикости; пастушеский быт; земледельчество; ремесленничество. Результат развития виделся им в достижении такого состояния, когда все сферы экономики находятся в равновесии между собой. Задача го­сударства заключается в том, чтобы способствовать посту­пательному развитию экономики, смене ее стадий.

Ф. Лист исходил из того, что невозможно разработать универсальный инструментарий экономической науки, так как экономика каждой отдельной страны специфична и про­ходит индивидуальный путь развития.

Он считал неверной теорию разделения труда, а вместо нее предложил свое специфическое видение проблемы. Ф. Лист признавал разделение труда, но только на два вида: умственный и физический. Ни один из них не должен преоб­ладать в экономике — только тогда будет реализована идея о поступательном развитии. Кроме того, разделение труда, по его мнению, должно происходить по географическому при­знаку, т.е. по критерию принадлежности человека к опреде­ленной стране, местности и т.д.

Ф. Лист заложил основы формирования и развития аль­тернативного направления экономической науки — немецкой исторической школы. В дальнейшем выработанные ею тео­рии и методология были использованы для формирования современной экономической теории. В своих работах он пи­сал о приоритетном положении немцев над остальными на­циями, в некоторых местах четко указывая на особое положение немецкой нации. Эти его идеи были использованы для формирования и развития фашизма.

39. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ

В ХIХ—XX. вв. устанрвилось господство классическо­го направления экономической науки, ограничивающего поле своего исследования только экономическими факторами. В противовес ей была сформирована историческая школа, исходившая из того, что экономика — это сложный объект анализа, на который оказывают влия­ние природно-климатические, географические, культурные, религиозные и другие факторы. Ее представители исходили из того, что экономику необходимо рассматривать в комплек­се исторического развития и социального контекста. Исто­рическая школа зародилась и развивалась в Германии. Пос­ле того как ее методология была признана на международном уровне, появились американская, английская и русская ис­торические школы. Все они исходят из наличия особеннос­тей экономической науки для каждой отдельной страны, а их методология формировалась в русле немецкой исторической школы.

Для исторического направления экономической на­уки, вне зависимости от страны, в которой развива­лось это направление, характерно резкое противопо­ставление себе классической школе. Его представителями выработан специфический инструментарий экономическо­го анализа. Они считали необходимым вмешательство госу­дарства во все процессы, протекающие в экономике, и исхо­дили из того, что экономическая система в развитии прошла ряд постепенно сменяющих друг друга этапов. Главная зада­ча государственной экономической политики заключается в фармировании условий поступательного развития экономики и общества, целью которого является установление равновесного состояния между всеми сферами. Представители исторической школы признавали разделение труда только по территориальному признаку. Национальное богатство для них — это производственный потенциал, постоянное его раз­витие. Интересы государства должны преобладать над ин­дивидуальными.

Немецкая историческая школа в развитии прошла три этапа. «Старая историческая школа» (1840—1860) заложила методологический аппарат и сформирова­ла основные направления исследований. Ее представитель В. Рошер высказывался за необходимость только эволюци­онного развития экономики. К. Книс и Б. Гильдебранд сфор­мировали методологию анализа экономики в ее взаимосвязи с комплексом исторических, социальных и культурных фак­торов. «Новая историческая школа» (1870 —1890)представлена трудами Л. Брентано, К. Бюхера, Г. Шмоллера. К «но­вейшей исторической школе» (1890—1940) принадлежали А. Шпитхоф, В. Зомбарт.

Главной методологической заслугой исторической школы является рассмотрение экономической систе­мы в ее взаимосвязи с обществом, природой. Все эле­менты экономики взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга — развитие производительных сил при­водит к развитию социальной сферы, а она в свою очередь оказывает влияние на особенности спроса.

Особо стоит отметить методологию прогнозирования эко­номических процессов. На основании использования исто­рического метода производится анализ экономики и делает­ся вывод о ее будущем состоянии. В основе метода лежит мысль о том, что тенденции и закономерности, выделенные в прошлом, будут иметь место и в будущем развитии экономи­ческой системы.

В период фашизма немецкая историческая школа была использована для формирования государственной идеоло­гии. Ее положения относительно особого, превосходящего положения немцев и немецкой нации были возведены в ранг абсолюта. По этой причине данная школа не получила ши­рокого распространения, но были сформированы ее направ­ления в Америке, Англии и России. Выработанные ею уни­кальный инструментарий, подход к анализу экономических процессов вошли в состав современной экономической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: