Учение и деятельность П. Ж. Прудона

Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) являлся одним из видных деятелей своего времени, разработавшим до­статочно оригинальные теории и концепции. Его ис­следования не носили чисто экономического характера, а распространялись на государственную сферу и филосо­фию. Он смешивал философию и экономику, практически не разделяя этих сфер. Основными его работами являются «Система экономических противоречий, или философия нищеты», «Теория налога», «Исповедь революционера», «Ре­шение социальной проблемы», «Что такое собственность». В них отражены его реформаторские идеи и концепции. Практически всю жизнь ученый провел во Франции, жил в Париже.

Он родился в бедной семье простого рабочего и с ран­него возраста вынужден был сам зарабатывать на жизнь. Первоначально он работал корректором в типографии, а потом на заемные средства купил мелкую типографию. Из-за отсутствия денег Прудон не смог закончить колледжа, по этой причине вынужден был заниматься самообразо­ванием, читал очень много научной литературы. Занятия наукой были для него единственным способом вырваться из нищеты.

Главной причиной, по которой он решил заняться эконо­микой, было то, что он хотел искоренить социальную неспра­ведливость и нищету, которая была для него главным злом.

Применяя разработанные теории, П. Ж. Прудон считал, что сможет добиться общественного благосостояния.

Его активная общественная позиция проявлялась в боль­шом количестве публицистических статей и заметок. Он мно­го писал, в том числе и в газетах.

Основное методологическое положение учения П. Ж. Прудона заключается в отрицании революционных способов изменения экономической системы, он был приверженцем эволюционного пути развития. П. Ж. Прудон разработал те­орию конструированной стоимости — цена на единицу товара не определяется на рынке, а должна быть четко уста­новлена с помощью регламентации количества и стоимости необходимых для ее производства издержек. Его теория денег заключалась в том, что деньги должны играть только количественную роль, являться посредником при обмене то­вара, а не быть источником дохода, обогащения.

До революции 1848 г. его жизненный путь был достаточ­но извилист. Он никогда не занимал высоких постов и доволь­но часто менял место работы. Его предпринимательские за­думки были неудачны и не принесли ему большого дохода.

В своих работах и публичных выступлениях П. Ж. Пру­дон подвергал резкой критике социализм и его жизнеспособ­ность. Он находился в постоянной конфронтации с властя­ми, в том числе за резкие замечания. В 1848г. был обвинен в государственной измене за выступления против Бонапарта и заключен в тюрьму.

В 1842 г. он разработал план искоренения всех бед и лик­видации денег. Для практической реализации этой идеи он создает Народный банк, основная концепция которого за­ключается в выпуске кредитных билетов, выдаче кредитов всем желающим без взимания за это процента. Банк был за­крыт уже через несколько месяцев, так как никто не хотел вкладывать туда свои деньги.

В 1858 г. его опять судят и приговаривают к штрафу за оскорбительные замечания в адрес властей. Чтобы избежать наказания, он эмигрирует со своей семьей в Бельгию. Перед смертью его полностью оправдывают, и он возвращается в Париж, где умирает в 1865 г. В последние годы жизни Пру­дон не мог опубликовать ни одной работы, так как издатели опасались репрессий со стороны властей.

П. Ж. Прудоном издано большое количество оригиналь­ных работ, но они носили больше теоретический и романти­ческий характер. Его теории не получили широкого развития в более позднее время и были заслонены социалистически­ми теориями.

Теории Прудона, а также теории его последователей в научной и учебной литературе достаточно часто на­зывают общим термином «прудонизм». Общими их чертами являются провозглашение всеобщего блага и отри­цание социальной несправедливости.

Отрицание революционного способа развития четко обо­значено в прудонизме. Только поступательное развитие об­щества может принести положительный результат. Признавая наличие социально-экономического неравенства, прудонизм призывал рабочих бороться за свои права только ненасильственными методами. Все предшествующие учения и теории считаются ошибочными и вредными.

Деньги в прудонизме оцениваются резко отрицатель­но— это ненужная часть экономики, которая является главной причиной ее бед. Считалось, что деньги могут быть заменены на подобный им эквивалент, а их роль должна быть сведена только к количественной функции. Они долж­ны выполнять только роль посредника при обмене това­рами.

Была разработана теория конструируемой стоимости, которая заключается в том, что в экономике должно произво­диться ровно столько товаров, сколько потребляется, тогда можно их приравнять друг к другу с помощью конструиру­емой стоимости, устанавливаемой искусственно. В этой тео­рии проявляется главный посыл — перевести все товары в деньги, назначить на них четко определенную цену.

П. Ж. Прудон выступал против крупных форм собствен­ности, считая их вредными. Они должны быть заменены мел­кими производствами, которые позволят осуществить нор­мальное воспроизводство. Здесь он выступает за мелкобур­жуазную экономику, состоящую из большого числа мелких собственников и производителей.

Из экономики должны быть исключены нетрудовые дохо­ды, тогда можно будет избежать социальной несправедли­вости. Нетрудовые доходы — это бесспорно полученные нечестным путем деньги собственниками земли, капитала, средств производства. Прудон обосновывал это следующим образом: «Почему люди, которые не прикладывают труда, должны получать доходы?» Он отрицал наследственное пра­во на землю, накопление капитала. Для практической реали­зации им был организован Общественный банк. Средства в нем формировались за счет выпуска ценных бумаг. Всем желающим выдавался беспроцентный кредит. Банк просуще­ствовал несколько месяцев и был закрыт по причине отсут­ствия финансов. Идея данной формы воздействия на эконо­мику достаточно интересна. Предоставление капитала без выплаты процента за его использование позволяет стимули­ровать определенный сектор экономики, что и применяется сейчас во многих странах. Но утопичной была идея прудонизма, которая заключалась в том, чтобы сделать это все­общим.

Разделение и специализация труда в прудонизме рас­сматривались как негативные явления, ведущие к появлению бедности. Считалось, что повышение уровня заработной пла­ты неизбежно приводит к соразмерному повышению стоимо­сти товаров. В результате рабочим становится жить еще хуже, и они становятся беднее.

Собственность рассматривалась только как юридиче­ская категория. По словам Прудона, «собственность—это всегда кража». Она не должна принадлежать в больших ко­личествах небольшому кругу людей, а должна быть у многих. Только когда собственности у всех понемногу, можно добиться социальной стабильности.

Влияние прудонизма достаточно трудно отследить. До­стоверно известно, что в 1864 г. Международное товарище­ство рабочих во Франции было построено на теоретическом фундаменте прудонизма. Прудонизм имеет мало научной ло­гики и обоснованности в своих выводах и положениях, что сделало его легкодоступным критике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: