Физическая культура личности

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, которая позволяет ей наиболее полно реализовать свои силы, успешно принимать участие в необходимых обществу видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включается человек - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях:

во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обеспечивает стремление личности к самосовершенствованию;

во-вторых, физическая культура – основа проявления творчества личности в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда;

в-третьих, физическая культура отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физической, общественной и профессиональной деятельности, то есть «на других».

Критериями, по которым можно судить о физической культуре личности, выступают объективные и субъективные показатели. К ним относятся:

1) степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

2) интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затраченное время, регулярность);

3) выраженность эмоционально-волевых проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности: самостоятельность, настойчивость, самообладание, коллективизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность;

4) уровень физического совершенства и отношение к нему;

5) проявление самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

6) владение средствами, методами для физического совершенствования;

7) глубина знаний по физической культуре;

8) диапазон и регулярность использования знаний и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям.

В соответствии с критериями выделяются следующие уровни проявления физической культуры личности:

1.Предноминальный уровень.

Складывается стихийно, отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различен.

2.Номинальный уровень.

Характеризуется индифферентным отношением к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя гимнастика (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности по просьбе педагога. Уровень здоровья и физическая подготовка имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

3.Потенциальный уровень.

В основе – положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

4.Творческий уровень.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации ЗОЖ, использовании средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний, они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: