В высшем учебном заведении

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в качестве федерального компонента основных образовательных программ.

Цель физического воспитания – формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

2. Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни (ЗОЖ)

3. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на ЗОЖ, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности.

5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП).

6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает в себя теоретический, практический и контрольный разделы учебного материала.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операционное овладение методами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей. Освоение второго, учебно-тренировочного, подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний, умений, о состоянии и динамике физического развития, ППФ подготовленности студентов. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом контрольных тестов, выполнение контрольных работ и знание теоретического раздела учебной программы.

На освоение содержания дисциплины «Физическая культура» отводится 400 учебных часов (равномерно распределенных на три года обучения).

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям; основному, специальному и спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные в основную и подготовительную медицинские группы. Учебные занятия в этих группах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную и общефизическую направленность. Основными задачами учебного процесса являются оздоровление, рекреация, переключение студентов на другой вид деятельности. Однако не менее важны для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, задачи общей физической подготовленности и образовательно-воспитательные.

В специальное учебное отделение зачисляют студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти студенты ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью учебного процесса в специальном отделении является оздоровление студентов. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи физического воспитания. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

В спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую работу (реферат), связанную с характером их заболевания и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

1) теоретических, практических, контрольных;

2) индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций;

3) самостоятельных занятий.

Внеучебные занятия организуются в форме:

1) выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

2) занятий в секциях, группах по интересам;

3) плановых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;

4) самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума

– регулярности посещения обязательных занятий;

– обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой теории и методики физической культуры (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1

Обязательные тесты определения

физической подготовленности студентов

ЖЕНЩИНЫ

п/п Тесты  
«5» «4» «3» «2»
1. Бег 100 м (сек) 15,7 16,0 17,0 17,9
2. Бег 2000 м (мин. сек) 10.15 10.50 11.15 11.50
3. Поднимание туловища в сед из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз)        

МУЖЧИНЫ

п/п Тесты  
«5» «4» «3» «2»
1. Бег 100 м (сек) 13,2 13,8 14,0 14,3
2. Бег 3000 м (мин. сек) 12.00 12.35 13.10 13.50
3. Подтягивание на перекладине (кол-во раз)        

Таблица 2

Дополнительные тесты оценки

физической подготовленности студентов

п/п Тесты ЖЕНЩИНЫ МУЖЧИНЫ
«5» «4» «3» «2» «5» «4» «3» «2»
1. Прыжки в длину с места (см)                
2. Приседание на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на каждой)         - - - -
3. В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз) - - - -        

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков студентов по дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: