19.1 Цели и задачи финансового планирования
19.2 Планирование прибыли
19.3 Планирование распределения прибыли
19.4 Планирование рентабельности
19.5 Баланс доходов и расходов
19.1 Основная цель финансового планирования – соотнести намеченные расходы предприятия с финансовыми возможностями.
Задачи финансового планирования
· Определение источников и размеров собственных средств
· Определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их использования
· Оптимизация взаимоотношений с органами госуправления и субъектами хозяйствования
· Определение возможности и необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов
· Выявление внутренних резервов экономии финансовых ресурсов
19.2 Прибыль организации планируется по следующим направлениям:
· прибыль от реализации продукции (работ, услуг) Пр;
· прибыль от операционной деятельности По;
· прибыль по внереализационным операциям Пвн.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) представляет собой разность между выручкой от реализации, налоговыми и неналоговыми платежами, уплачиваемыми из выручки, и затратами на производство и реализацию продукции и рассчитывается по формуле
|
|
Пр = Вр -НДС-Ос/х-А-Ср,
где Вр - выручка от реализации продукции; НДС - налог на добавленную стоимость; Ос/х - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки; А - акцизы; Ср - себестоимость реализованной продукции.
Прибыль от операционной деятельности – это прибыль от реализации основных средств (По.с.) и прочего имущества (сырья, материалов, топлива, нематериальных активов), рассчитывается по формуле
По.с = В-НДС-ОСо.с-Здр,
где В - выручка от реализации основных фондов; НДС - налог на добавленную стоимость; ОСо.с - остаточная стоимость основных средств; Здр - затраты по демонтажу и реализации основных средств.
Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами (штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных условий, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыль/убыток прошлых лет, судебные издержки, суммы недостач, потерь и порчи активов, курсовые разницы)
Общая прибыль организации
Побщ = Пр + По + Пвн,
Основной частью прибыли организации является прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Используется два основных метода планирования прибыли от реализации продукции:
- метод прямого счета. Прибыль исчисляется по каждому виду изделия, как разница между объемом их реализации и себестоимостью
|
|
- аналитический метод. Применяется в отраслях промышленности с широким ассортиментом продукции, а также в дополнение к прямому методу счета. Существует два способа расчета:
-на основе показателя затрат на 1 рубль товарной продукции
П= ТПпл. *(1- З1р.ТПпл.),
где З1р.ТПпл.-затраты на 1 рубль товарной продукции
-на основе базовой рентабельности.
При планировании прибыли от операционной деятельности рассчитывается результат от реализации имущества предприятия как разность между доходами и расходами отоперационной деятельности.
При планировании внереализационных результатов рассматриваются возможности сдачи имущества в аренду, а также расчет доходови расходов от финансовых операций, и другой внереализационной деятельности.
19.3 Важнейшим фактором успеха финансово-хозяйственной деятельности предприятия является умелое распределение запланированной прибыли. Распределение прибыли предприятия осуществляется:
- в соответствии с налоговым законодательством;
- с учетом учредительных документов предприятия.
Прибыль организации делится на прибыль, уплачиваемую в бюджет государства в виде налогов и сборов и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении.
Расчет чистой прибыли осуществляется в следующей последовательности.
1. Прибыль, облагаемая налогом на прибыль
Побл = Побщ – Ннедв – Пльг,
где Ннедв - налог на недвижимость;
Пльг - прибыль льготируемая (необлагаемая налогом).
Льготируется прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство при условиях полного использования суммы начисленного амортизационного фонда на первое число месяца, в котором прибыль была направлена на указанные цели; прибыль используемая на благотворительные цели.
2. Налог на недвижимость
где ОСзд – остаточная стоимость зданий и сооружений;
– ставка налога на недвижимость;
Км – местный коэффициент.
4. Налог на прибыль
где – ставка налога на прибыль.
3. Местные сборы, уплачиваемые из прибыли остающейся в распоряжении предприятия (транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города)
где – ставка местных сборов.
4. Чистая прибыль предприятия
Пч = Побщ – Ннедв – Нпр – Сбместн
Чистая прибыль распределяется организацией самостоятельно в фонды накопления, потребления и резервный фонд.
Предназначение фонда накопления:
· финансирование капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· уплата процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:
· вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;
· оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;
· премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;
· культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;
· строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;
· дотации на питание членам трудового коллектива и др.
Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующее: фонд накопления — 60 %; фонд потребления — 40 %.
Резервный (страховой) фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска.
Итоги расчета плановой прибыли отражаются в финансовом плане.
19.4 Для объективной оценки деятельности организаций используется относительный показатель – рентабельность. Рентабельность характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия.
|
|
Виды рентабельности:
- рентабельность продукции
– полная себестоимость реализованной продукции
- рентабельность производства (организации)
где - стоимость основных производственных средств
- стоимость оборотных средств
- рентабельность капитала
К – стоимость собственного и заемного капитала
- рентабельность продаж
- выручка от реализации продукции без налогов
19.5 Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов. Структура финансового плана приведена в таблице.
Таблица -Баланс доходов и расходов (финансовый план) по предприятию, млн руб.
Показатели | Период, предшествующий планируемому | Планируемый период |
1. Доходы и поступления средств | ||
Прибыль | 23 712 860 | |
Амортизационные отчисления | 73 135 | |
Мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве | – | |
Плановые накопления и экономия в капитальном строительстве | ||
Средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве | ||
Прочие источники финансирования капитальных вложений | – | |
Долгосрочный кредит | ||
Прирост устойчивых пассивов | ||
Прочие доходы | 19 967 | |
Итого доходов и поступлений средств | 23 806 055 | |
2. Расходы и отчисления | ||
Фонд накопления | 12 082 247 | |
Фонд потребления | 1 765 000 | |
Резервный фонд | 3 000 000 | |
На благотворительные цели | 2 000 000 | |
Свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 1 328 709 | |
Свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия | 72 478 | |
Окончание таблицы | ||
Прочие расходы | – | |
Итого расходов и отчислений | 20 248 434 | |
Превышение доходов над расходами или превышение расходов над доходами | 3 557 621 | |
3. Платежи в бюджет* | ||
… | ||
Итого платежей в бюджет | 3 557 621 | |
4. Ассигнования из бюджета | ||
Итого ассигнований из бюджета | – | |
Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета (+) или превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет (–) | +3 557 621 |
* В финансовом плане построчно отражаются все налоги и платежи, уплачиваемые из прибыли.
|
|
Финансовый план считается составленным верно, если превышение доходов над расходами равно превышению ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
ТЕМА 20. Оперативно-производственное планирование
20.1 Задачи и содержание оперативно-производственного планирования
20.2 Виды оперативно-производственного планирования
20.1 Оперативно-производственное планирование (ОПП) - один из видов планирования деятельности предприятия. Его задача - обеспечение равномерного выполнения плана производства в соответствии с принятой номенклатурой; в соответствующих количестве, качестве, в установленные сроки; с наименьшей длительностью производственного цикла. Содержание оперативно-производственного планирования следующее:
• разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов;
• разработка производственных программ для цехов и участков, планов-графиков движения предметов труда в пространстве и во времени;
• доведение разработанных производственных программ и планов-графиков до цехов, участков и рабочих мест;
• контроль выполнения доведенных до цехов и участков заданий;
• текущая координация работы сопряженных цехов, участков и рабочих мест.
По характеру выполняемых работ ОПП подразделяется на календарное планирование и диспетчерское регулирование (диспетчирование).
При календарном планировании производится разработка и доведение плановых заданий до конкретных исполнителей.
В процессе диспетчерского регулирования осуществляется непрерывный контроль выполнения плановых заданий и координация работы сопряженных цехов, участков и рабочих мест.
Центральным органом календарного планирования и диспетчерского регулирования на промышленных предприятиях является планово-диспетчерский, или производственный отдел (ПДО). Его структура должна быть такова, чтобы обеспечить конкретное и оперативное руководство производством при минимальной численности аппарата и максимальном упрощении документооборота.
20.2 Существует два вида оперативно-производственного планирования:
· межцеховое (осуществляется в масштабе всего предприятия по цехам)
· внутрицеховое (в масштабе отдельных цехов - по участкам и рабочим местам)
Межцеховое планирование включает:
· разработку производственных программ предприятия в целом по объему, номенклатуре и срокам;
· планирование, регулирование и контроль выполнения производственных программ цехами в целом (или участками при бесцеховой структуре) как самостоятельными производственными единицами;
· координацию работы основных цехов между собой и связь их со вспомогательными и другими подразделениями и службами предприятия.
Межцеховое планирование призвано обеспечить координацию деятельности и необходимые пропорции в производстве между отдельными подразделениями предприятия, особенно между основными и вспомогательными. Согласование (сопряжение) номенклатуры полуфабрикатов, изделий и сроков их движения между подразделениями предприятия — главное содержание межцехового оперативно-производственного планирования.
Внутрицеховое планирование обеспечивает:
· разработку производственных программ и планов-графиков для участков, линий и отдельных рабочих мест;
· составление плановых заданий на месяц и более короткие отрезки времени (декада, неделя, сутки, смена);
· контроль выполнения плановых заданий;
· координацию работы связанных участков, линий, рабочих мест;
· регулирование работы вспомогательных служб цеха по обеспечению основного производства.
Основой для планирования движения предметов труда в производстве являются календарно-плановые нормативы (КПН). К числу основных календарно-плановых нормативов, используемых при оперативно-производственном планировании, относятся:
· такт (ритм) работы поточной линии;
· количество рабочих мест и их загрузка;
· размер партии;
· ритм партии (периодичность запуска (выпуска) партии);
· длительность производственного цикла детали, изделия, партии, заказа;
· размер заделов на различных стадиях производства
Перечень применяемых в конкретных условиях календарно-плановых нормативов зависит от типа производства. Так, в условиях массового производства главным исходным календарно-плановым нормативом является ритм выпуска продукции, в серийном производстве — периодичность запуска-выпуска продукции, в единичном — длительность цикла прохождения заказа в производстве.