Занятие 19. Цель. Учить детей видеть равенство и неравенство численностей групп предметов разного размера, подвести их к пониманию того

Занятие 18

Цель. Учить детей видеть равенство и неравенство численностей групп предметов разного размера, подвести их к пониманию того, что число предметов не зависит от их размеров, упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте; учить устанавливать соотношения между величинами разного вида, подбирать предметы, подходящие по размеру (по 1—2 измерениям).

Демонстрационный материал: подставка с 3 полочками, набор игрушек: 3 зайчика, 3 морковки, 4 белочки, 4 ореха, 4 ежа, 5 яблок. На полочках заранее размещены игрушки: на верхней — 3 зайчика слеза и 2 морковки справа, на средней — 4 белочки и 4 ореха, на нижней —4 ежа и 5 яблок; кукольная мебель и матрацы; 3 кровати разной длины; 4 матраца разной ширины и длины; 3 стула разной высоты.

Раздаточный материал: карточки с 2 полосками и тарелочки с фигурами, среди которых по 5 больших и 5 маленьких квадратов.

Ход занятия. 1-я часть (игровое упражнение «Хватит ли?»). Воспитатель предлагает детям угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группах, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель дает детям задание: выбрать все большие квадраты и поместить на нижнюю полосу, а все маленькие — на верхнюю и положить их так, чтобы было видно, поровну ли квадратов. Разложив квадраты, дети считают. Воспитатель просит 2—3 ребят рассказать, какого размера квадраты и сколько их на каждой полоске. Он подчеркивает, что маленьких и больших квадратов поровну, по 5, а затем предлагает убрать 1 большой квадрат. Выясняет, каких квадратов больше (меньше). Ставит вопросы: «Почему маленьких квадратов теперь больше? Как сделать, чтобы больших и маленьких квадратов стало поровну?» Дети выполняют соответствующее действие, затем, пересчитывая квадраты, сравнивают их количество.

3-я часть (игровое упражнение «Мебельный магазин»). Воспитатель — продавец, дети — покупатели. Сначала дети рассматривают товары, называют их. Вызванные по очереди малыши помогают кукле Машеньке купить кроватку, матрац и стул подходящего размера. Объясняют, почему выбрали эту вещь, а не другую (того же вида). Правильность выбора проверяют приложением. Получает покупку тот, кто правильно выберет по размеру вещь.

Цель. Развить умение видеть равное количество предметов, по-разному расположенных; учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру, и располагать столько же предметов в ряд или в виде другой фигуры; закрепить умение сравнивать длину предметов и устанавливать связи между отношениями разного вида: «длиннее — короче», «дальше — ближе».

Демонстрационный материал: фланелеграф, к нему 4 кружка красного и 4 синего цвета; скакалки разной длины.

Раздаточный материал: у каждого ребенка карточки, состоящие из 3 частей: на первой нарисованы 3 зеленых кружка, на второй проведена горизонтальная линия для раскладывания на ней кружков, третья свободная; тарелочки, на которых по 5 кружков красного, синего и желтого цвета.

Ход занятия. 1-я часть. На фланелеграфе 2 группы кружков разного цвета. Кружки одного цвета расположены в ряд, а другого — в вершинах углов треугольника. Педагог обращает внимание детей на то, что кружки расположены по-разному. Он сообщает, что сегодня будут учиться считать предметы, расположенные по-разному, и узнавать, поровну ли их. Дети вместе с воспитателем считают кружки. Выясняют, что кружков поровну, по 3, хотя они и разложены по-разному. Для проверки равенства числа кружков ребенку предлагают приложить кружки, лежащие в форме треугольника, к тем, которые расположены в ряд. Затем педагог восстанавливает их исходное положение. Дети еще раз пересчитывают кружки. «Мы с вами увидели, что 3 кружка можно расположить по-разному, все равно их будет поровну, по 3»,— говорит педагог. Далее к каждой группе дети добавляют по 1 кружку. Пересчитав и приложив кружки одной группы к кружкам другой, они убеждаются, что в обеих группах кружков поровну — по 4. Воспитатель 1—2 раза меняет форму расположения кружков, вызывает детей сосчитать фигуры.

2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель дает детям задание: сосчитать кружки на карточке, взять столько же кружков красного цвета и наложить их на зеленые кружки карточек. Взять столько же синих кружков, сколько красных, и расположить их в соседней клетке на линеечке. -Воспитатель предлагает сосчитать красные и синие кружки и сказать, каких кружков сколько. Проверить равенство, поменяв кружки местами: синие кружки положить на зеленые, а 3 красных кружка — в ряд.

Важно, чтобы кружки размещались по порядку: каждый кружок должен заменяться кружком другого цвета. Воспитатель спрашивает детей: «Нет ли лишних кружков? Все ли синие кружки заменены красными? Поровну ли кружков?» Затем предлагает детям разместить в свободной клетке 3 желтых кружка. После того как задание выполнено, задает вопросы: «Сколько красных кружков? Сколько синих? Сколько желтых? По скольку кружков каждого цвета?»

3-я часть. Воспитатель вызывает к столу 4 детей, предлагает 2 из них встать рядом и взять за концы 2 скакалки, а 2 другим взять скакалки за свободные концы и отойти друг от друга как можно дальше. Он выясняет, какие дети встали ближе друг к другу, какие — дальше друг от друга, почему. «Верно, скакалки разной длины. У Бори и Миши короткая скакалка, и они стоят близко друг к другу, а у Люси и Ани длинная скакалка, и они отошли дальше друг от друга».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: