Тема 1. Общая характеристика стратегического управления

Стратегическое управление - этотакое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1. В каком положении находится предприятие в настоящее время?

2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

3. Каким способом достигнуть желаемого?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями этого этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

1)ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2)сопряжены со значительной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3)связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений относят:

1)реконструкцию предприятия;

2)внедрение новшеств;

3)организационные изменения;

4)выход на новые рынки сбыта;

5)приобретение, слияние предприятий.

Стратегические решения характеризуются тем, что они:

1) Инновационны по своей природе. Так как человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению этого. Решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам.

2) Направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее.

3) Отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль.

4) Направлены в будущее и являются неопределенными по своей природе.

5) Требуют знаний – результат, как правило. Больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия.

6) Субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке.

7) Необратимы и имеют долгосрочные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: