Стратегическое управление - этотакое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1. В каком положении находится предприятие в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
3. Каким способом достигнуть желаемого?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
|
|
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями этого этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
1)ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2)сопряжены со значительной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3)связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений относят:
1)реконструкцию предприятия;
2)внедрение новшеств;
3)организационные изменения;
4)выход на новые рынки сбыта;
5)приобретение, слияние предприятий.
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
1) Инновационны по своей природе. Так как человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению этого. Решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам.
|
|
2) Направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее.
3) Отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль.
4) Направлены в будущее и являются неопределенными по своей природе.
5) Требуют знаний – результат, как правило. Больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия.
6) Субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке.
7) Необратимы и имеют долгосрочные последствия.