Функции социального менеджмента

Классическое обоснование функций менеджмента дано в работе А. Файоля "Общее и промышленное управление. Он в управлении выделяет особе виды деятельности, административные операции - предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Предвидение - это взгляд в будущее и выработка программы действия. Эта программа соединяет воедино цель, средства и конечный результат. При разработке программы необходимо учитывать ресурсы предприятия, его техническую основу и перспективы. Программа должна отвечать таким требованиям, как гибкость, точность и единство. Организация есть создание материального и социального организма предприятия. Социальный организм, по Файолю, состоит из группы акционеров, административного совета, главной дирекции и ее штаба, местной дирекции, главных инженеров, начальников служб, заведующих мастерскими, мастеров и рабочих. Важную роль в деятельности организации играет главный штаб, который состоит из разных специалистов (инженеров, юристов, счетоводов и др.). Назначение штаба - оказание помощи руководителю в текущих делах, в установлении связи между подразделениями, в контроле и подготовке программ. Когда этот социальный организм создан, возникает проблема его функционирования, появляется необходимость поддержки инициативы, действенности и корпоративного духа. Распорядительство означает надлежащее исполнение персоналом своих обязанностей. Координация предполагает согласование всех действий и усилий. Контроль осуществляет соответствие действий установленным правилам и распоряжениям.

Последователем в исследовании функций управления был российский теоретик и практик научной организации управления Николай Андреевич Витке. Вслед за Файолем он и его коллеги выделил пять основных функций управления: предвидение, организацию, распоряжение, координацию и контроль. Органическое объединение управления достигается, по мысли Н.А. Витке, с помощью особой функции – административной, связывающей все другие участки управленческой работы воедино. Выделение административной функции – краеугольный камень теоретических построений Н.А. Витке. С развитием и усложнением производства ее значение возрастает, в связи с чем выделяется специальная группа лиц – администраторов. «Современный администратор – это прежде всего социальный техник или инженер – в зависимости от его положения в организационной системе,- строитель людских отношений. Чем выше его положение в служебной иерархии, чем больше численный состав работников, объединяемых администратором, тем больше в его непосредственной работе выступает деятельность административная за счет материально-технической».[37]

Понимая важность функционального подхода, они резко выступали против распространенной в то время фетишизации функций. Они оказывали на опасность гипертрофии функционального подхода, приводящей к разобщенности управления, к так называемой "функционалке" - опасной болезни управленческого организма. "Витковцы" развивали идею целостного подхода к управленческой деятельности.

Современную трактовку функций управления предприятием как социальным организмом можно рассмотреть на примере модели предприятия «Круг-2000». Ее автор – известный ученый Герд Аммельбург, выстраивающий свою концепцию на междисциплинарном подходе: экономическом, психологическом, антропологическом, - и исследующую ее в контексте социального.

Круг многие рассматривают как самую совершенную двумерную геометрическую фигуру. Именно поэтому понятие «круг» символизирует – круг друзей, круг интересов, деловые круги и т.д. Эта модель предприятия, но не только: по мнению автора, это и своего рода отражение психофизиологического строения живого организма. Круг не имеет ни начала, ни конца – ни верха, ни низа. В этом его отличие от привычных пирамидальных схем, предполагающих иерархическое устройство властных и организационных отношений. Таким образом, круг символизирует равенство составляющих. Члены круга не главенствуют и не подчиняются, а осознанно сотрудничают. Здесь следует напомнить слова Иоганна Иттена, который указывал, что в противоположность квадрату круг порождает чувство раскованности и непрерывного движения и как символу постоянно находящейся в движении души ему соответствует синий цвет.

Равенство означает: никто не должен считать себя стоящим выше другого. Равенство в правах означает равенство в обязанностях. Круг имеет центр, и Аммельбург помещает в этот центр человека как главную цель работы любого предприятия, ибо, по его мнению, предприятие существует, развивается для человека, а не человек для предприятия. Автор доказывает, что только гармоничная интеграция индивидов в целое, их сопричастность общему делу, при соответствующей мотивации, т.е. вовлечение личности в единый живой организм – единственный по-настоящему современный путь развития как микро, так и макроэкономики, способный принести огромную практическую пользу.

Автор выбрал круг для своей модели потому, что хотел создать общеупотребимое понятие, которое было бы в смысловом отношении связано с такой техникой проведения конференций, как «круглый стол». Именно круг является тем понятием, которое используется для обозначения объединения людей с какой-то определенной целью. Автор использует определение круга в своей модели, потому что хочет описать окружность взаимосвязей и взаимоотношений между отдельными сферами деятельности на предприятии, которые, в свою очередь, представляют собой отдельные круги.

Модель «Круг-2000» многоцветна. Радужная последовательность красок не случайна. Каждый цвет, по Аммельбургу, - тип личности и, соответственно, то звено предприятия, где эта личность может наиболее полно реализоваться. При этом автор акцентирует внимание на триединстве основных цветов (красный, синий, желтый), а также рассматривает переходы одного цвета в другой, так называемые «слагаемые» цвета. Триединство основных цветов автор выводит из самой природы живого организма: три зародышевых листка на раннем этапе развития плода в материнском чреве определяет формирование трех основных составляющих человеческого организма: первый – мускулатуры и спинного мозга (красный цвет), второй – внутренних органов и вегетативной нервной системы (синий) и третий – головного мозга и органов чувств (желтый)[38].

Рассмотрим основные функции социального менеджмента через призму концепции Герда Аммельбурга. Любое предприятие с первого дня образования должно быть руководимо. Существуют три основных функции управления: организация, коммуникация и мотивация. С их помощью могут быть организованы все процессы на предприятии.

Функция организации означает все то, что каким-то образом «поддается организации» - то есть то, что в своих связях и процессах может быть систематизировано и отрегулировано. С этой точки зрения к «организации» относятся как непосредственно само производство, так и тенденции развития предприятия, включая совершенствование технико-технологического процесса, организацию поставок и сбыта, маркетинг, финансы и персонал, организацию собственно социальных отношений внутри и вне предприятия, связанного с партнерами и социальным окружением.

Если сопоставить предприятие с человеческим организмом, то организацию можно сравнить со скелетом, мускулатурой, с системой кровообращения, обмена веществ и взаимодействия всех органов в организме; «она является в известной мере структурой, конструкцией, делающей возможным протекание всех процессов, связанных с движением, то есть с проявлением жизни»[39].

Коммуникация – это функция управления, позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие. Она сравнима с нервной системой человеческого организма. Это сравнение как раз и служит доказательством того, что вся информация на предприятии идет в трех направлениях: снизу вверх, сверху вниз и на горизонтальном уровне от одного звена к другому, если не требуется вмешательства звена более высокого уровня.[40]

Происхождение этого информационного потока можно лучше понять на примере человеческого организма. Восприятие информации органами чувств и последующая передача с помощью соответствующих нервных связей в головной мозг сравнима на предприятии с прохождением информации снизу вверх или извне вовнутрь. Распространение информации на предприятии сверху вниз сопоставимо с передачей решения, принятого головным мозгом человека, по нервным окончаниям к органам или частям тела в виде приказании об осуществлении тех или иных действий. И, наконец, горизонтальной информацией в человеческом организме являются рефлексы, управляемые чаще всего спинным мозгом без вмешательства «верхнего этажа» - головного мозга. Ведь путь информационного потока (например, при ожоге руки, когда сообщение пришло бы вначале в головной мозг, чтобы оттуда последовало приказание отдернуть руку) даже при очень быстром прохождении информации был относительно долгим. Именно поэтому управление осуществляется сразу на более низком уровне.

Мотивация на предприятии – это процесс, аналогичный психическим функциям человека, особенно при влиянии основных инстинктов на волевую функцию. Предприятие как живой организм без мотивации существовать не может; это сравнимо с человеком, о котором говорят, что он «полнейший ноль»

Аммельбург Г. акцентирует внимание на комплексном подходе к реализации названных функций. Только при этом условии предприятие функционирует нормально. Если гипертрофируется одна функция, а другой уделяется недостаточно внимания, то это является симптомом заболевания, которое надо диагностировать и вылечить.

Используя модель цветовой гаммы круга, Г. Аммельбург характеризует основные функции предприятия и управления им в цветовом выражении. Красный цвет сочетает в себе ясную последовательность, систематическую целесообразность, здравый смысл, динамичность и непоколебимую целеустремленность. Таким образом, к этому цвету можно отнести управление/организацию, причем под организацией здесь понимается технический орган, в обязанности которого входит календарное планирование, заполнение форм отчетности или разрешение локальных проблем. Без систематического четкого планирования и регулирования, без логической связи отдельных циклов производственного процесса никакое производство невозможно.

Синий цвет предполагает особые способности к установлению контакта с клиентами в области маркетинга, закупок сырья и т.п. Вместе с тем, фактически снабжение является важной составляющей частью доверительной связи предприятия с окружающим миром. Хороший снабженец, заботящийся об установлении и поддержании человеческих контактов, не только полезен предприятию фактически, но он может также внести значительный вклад в создание благоприятного имиджа фирмы. Третью функцию также следует отнести к области синего цвета: так называемые «human relations», т.е. внутрипроизводственные человеческие отношения. И, исходя из требования, что в центре всех производственных устремлений должен находиться человек, здесь открывается поистине широчайшее поле деятельности. Это – и советы представителей рабочих и служащих предприятия (производственный совет), и ответственные сотрудники по решению социальных проблем, и устроители и организаторы праздников на предприятиях, и психологи, консультирующие администрацию и сотрудников. Именно к этой функции относятся социальная помощь сотрудникам предприятия, ходатайства по делам сотрудников, имеющим жилищные и иные проблемы, забота о матерях и многое другое.

Желтый цвет – это цветовой символ критической индивидуальной работы, связанной с аналитическим мышлением, символ прагматичности и удовлетворения от решения проблемы, символ конструктивности и точности до мельчайших деталей. К этой области относятся такие функции как развитие и контроль. Контроль же является той сферой, которая, хотя и должна быть объективно критичной, все же включает в себя разработку возможностей по устранению и предупреждению ошибок. В область желтого цвета вводится и понятие «безопасность» - работа должна осуществляться с соблюдением требуемой точности и надежности. Это – контрольная функция, обеспечивающая общую согласованность всего производственного процесса.

Слагаемые цвета – оранжевый, фиолетовый и зеленый – решают смешанные задачи. Область финансов вполне определенно относится к области оранжевого цвета. Эта сфера деятельности требует здравомыслящего планирования и систематизированного образа действий. Оранжевый цвет должен перенять от красного динамику и готовность пойти на риск в финансовых вопросах предприятия и одновременно взять от желтого способность к критической проверке и тщательно взвешенному подходу. Области фиолетового цвета присущи как подвижность и целеустремленность красного, так и коммуникативные способности синего. Принимая во внимание подобное сочетание, люди, относящиеся к области фиолетового, особенно преуспевают в обеспечении мотивации: здесь должен быть отображен дух предприятия и при необходимости создано идеализированное отношение «к получению причитающегося по праву» - чаще всего с помощью обучения, приводящего к изменениям в поведении. Таким образом, область фиолетового цвета призвана внести в работу порыв жизненной энергии и мотивацию для достижения высоких результатов. Зеленый цвет – жизнь дает созидательную силу из искренней стихийности синего и критической чувствительности желтого. Он является символом созидания и творчества.

Вывод: осознание значения того или иного цвета в контексте функций предприятия и управления им позволяет предлагать эффективные управленческие решения в рамках социального управленческого консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: