Тема 4. Методологические основы социального менеджмента

1. Принципы социального менеджмента.

2. Функции социального менеджмента.

3. Методы социального управления.

4. Технология социального менеджмента.

Принципы научного менеджмента Ф.Тейлора. Основные положения научной организации труда и управления Ф.Тейлора обусловили состав и содержание принципов управления производством. Как отмечал родоначальник научной школы управления, «главная задача управления - достижение материального преуспевания и владельцев предприятий, и рабочих»[24]. Цель научной организации труда, по Ф.Тейлору, обеспечение высокой производительности труда на постоянной основе при условии, если ведется разработка новых методов работы на научной основе, вместо прежних эмпирических; научный отбор, обучение и развитие рабочих; сотрудничество с рабочими для ведения работ согласно выработанным научным принципам; равномерное и справедливое распределение работы и ответственности между рабочими и менеджерами.[25]

Суть системы Ф.Тейлора можно выразить следующим образом: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречия; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».[26]

В соответствии с этими установками принципами социального менеджмента являются: научная обоснованность управленческих решений; организационная гармония - координация интересов между владельцами предприятия, администрацией и рабочими; принцип взаимного доверия между руководителями и рабочими; принцип осознания роли и значения человеческого фактора в совершенствовании производства и управления им; экономическая целесообразность.

Эти принципы можно дополнить практическими советами Ф.Тейлора управленцам: успешное руководство требует знания «образа мысли рабочих, способа рассуждений и манеры выражаться, даже их предрассудков», а также знания отношения к предлагаемым задачам.[27] Один из важных принципов Ф.Тейлора - говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, конкретно вести разговор на доступном рабочему языке на определенную тему, например, выяснение отношения рабочего к тому или иному организационному нововведению. При этом каждого рабочего следует поощрять к обсуждению с начальником всех затруднений которые он терпит на заводе. Возможность высказаться рассматривается Ф.Тейлором как «лучший предохранительный клапан; если начальники к тому же благоразумные люди и со вниманием выслушивают то, что рабочий хочет им сказать, то абсолютно нет никакого повода для забастовки».[28]

Принципы социального управления Г. Эмерсона. Принципы социального управления Г. Эмерсона базируются на основных положениях, разработанных данным исследователем в его основном труде «Двенадцать принципов производительности» (М., 1992). Автор вводит в научный оборот понятие эффективности. «Истинная производительность, - пишет он, - всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях, напряженность, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условии ненормально тяжелых».[29]

Основные принципы социального управления формулируются следующим образом:

1) Точность поставленных целей, идеалов, к достижению которых стремятся руководитель и его подчиненные.

2) Здравый смысл (подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей).

3) Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением.

4) Дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Своевременный надежный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя максимальными сведениями.

7) Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.

8) Нормы и расписание, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.

9) Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.

10) Нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.

11) Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.

12) Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: