1. Принципы социального менеджмента.
2. Функции социального менеджмента.
3. Методы социального управления.
4. Технология социального менеджмента.
Принципы научного менеджмента Ф.Тейлора. Основные положения научной организации труда и управления Ф.Тейлора обусловили состав и содержание принципов управления производством. Как отмечал родоначальник научной школы управления, «главная задача управления - достижение материального преуспевания и владельцев предприятий, и рабочих»[24]. Цель научной организации труда, по Ф.Тейлору, обеспечение высокой производительности труда на постоянной основе при условии, если ведется разработка новых методов работы на научной основе, вместо прежних эмпирических; научный отбор, обучение и развитие рабочих; сотрудничество с рабочими для ведения работ согласно выработанным научным принципам; равномерное и справедливое распределение работы и ответственности между рабочими и менеджерами.[25]
Суть системы Ф.Тейлора можно выразить следующим образом: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречия; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».[26]
|
|
В соответствии с этими установками принципами социального менеджмента являются: научная обоснованность управленческих решений; организационная гармония - координация интересов между владельцами предприятия, администрацией и рабочими; принцип взаимного доверия между руководителями и рабочими; принцип осознания роли и значения человеческого фактора в совершенствовании производства и управления им; экономическая целесообразность.
Эти принципы можно дополнить практическими советами Ф.Тейлора управленцам: успешное руководство требует знания «образа мысли рабочих, способа рассуждений и манеры выражаться, даже их предрассудков», а также знания отношения к предлагаемым задачам.[27] Один из важных принципов Ф.Тейлора - говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, конкретно вести разговор на доступном рабочему языке на определенную тему, например, выяснение отношения рабочего к тому или иному организационному нововведению. При этом каждого рабочего следует поощрять к обсуждению с начальником всех затруднений которые он терпит на заводе. Возможность высказаться рассматривается Ф.Тейлором как «лучший предохранительный клапан; если начальники к тому же благоразумные люди и со вниманием выслушивают то, что рабочий хочет им сказать, то абсолютно нет никакого повода для забастовки».[28]
|
|
Принципы социального управления Г. Эмерсона. Принципы социального управления Г. Эмерсона базируются на основных положениях, разработанных данным исследователем в его основном труде «Двенадцать принципов производительности» (М., 1992). Автор вводит в научный оборот понятие эффективности. «Истинная производительность, - пишет он, - всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях, напряженность, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условии ненормально тяжелых».[29]
Основные принципы социального управления формулируются следующим образом:
1) Точность поставленных целей, идеалов, к достижению которых стремятся руководитель и его подчиненные.
2) Здравый смысл (подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей).
3) Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением.
4) Дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.
5) Справедливое отношение к персоналу.
6) Своевременный надежный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя максимальными сведениями.
7) Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.
8) Нормы и расписание, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
9) Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
10) Нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
11) Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.
12) Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.