Специфика рыночных условий хозяйствования обусловливает необходимость разработки стратегии предприятия. Изменения внешней среды, связанные с изменяющимися потребностями, с рыночным спросом, изменения внутренней среды, обусловленные подвижностью технического базиса, технологическими структурными сдвигами, социальной подвижностью организации, характеризуются как элементы неопределенности. Дух соперничества, состязательности - неотъемлемые характеристики конкурентной среды. Чтобы выжить, нужно все время смотреть вокруг себя, присматриваться, что делают другие и в случае необходимости приспосабливаться. При этом предприятию всегда приходится делать выбор. Стратегический выбор - это совокупность приоритетных функций, выполняемых фирмой, корпорацией в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение его главных целей, а следовательно комплексное социально-экономическое развитие.
Стратегический выбор является основой формирования стратегии предприятия. Понятие стратегии взято из военного лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных методов. Для описания понятия стратегии можно применить следующую формулу: весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам.
Карлоф Б.: "Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании" [43].
Ансофф И.: "Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности"[44].
Значение стратегии предприятия заключается в том, что она, при условии действительно ее научного обоснования, позволяет приспособиться к изменяющимся рыночным условиям, сократить неопределенность и предвосхитить события.
На предприятии может использоваться скрытая форма стратегии и конкретная форма стратегии. Скрытая форма означает, что стратегия не оформлена, ей не придан статус объявленного документа. Опасность скрытой формы стратегии состоит в том, что она недостаточно основывается на качественном анализе и сознательном выборе из четко сформулированных альтернатив. Она может быть недостаточно ясна для персонала предприятия. отсюда неопределенность и не заинтересованность и отсутствие осознанного участия сотрудников в производственно-коммерческой деятельности. Конкретная форма стратегии означает ее легитимность. Четко сформулированная стратегия важна для создания высокой культуры производства.
Типы стратегиий. Стратегии предприятия подразделяются на родовые и видовые. Можно выделить 4 родовые стратегии: 1) стратегия роста фирмы (портфельная стратегия); 2) стратегия поведения на рынке (конкурентная и маркетинговая стратегии); 3) экономическая стратегия; 4) социальная стратегия.
Стратегия роста фирмы включает в себя следующие видовые стратегии:
§ Стратегия интенсивного роста (выявление возможностей, которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности)
§ Стратегия интеграционного роста (выявление возможностей интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли)
§ Стратегия диверсификационного роста (выявление возможностей, открывающиеся за пределами отрасли.
Конкурентная стратегия подразделяется на следующие виды: активная, пассивная (нейтральная), стратегия сотрудничества. Маркетинговая стратегия подразделяется на ценовую и неценовую. Экономическая стратегия характеризуется следующими видовыми стратегиями: 1) контроль над затратами (базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного контроля над затратами и/или путем регулирования размеров предприятия и объема продаж благодаря чему достигается более высокая эффективность производства, поддерживается приемлемый уровень рентабельности); 2) стратегия дифференциации (направлена на то, чтобы поставлять на рынок товары или услуги по своим качественным характеристикам более привлекательные, чем конкуренты, уровень прибыльности выше среднеотраслевого); фокусирование (предприятие целенаправленно ориентируется на какую-либо группу потребителей или на ограниченную часть ассортимента, или на специфический географический рынок, при этом фирма ориентируется либо на фокус затрат либо на фокус дифференциации).
Социальная стратегия. Можно выделить две видовые социальные стратегии: работники для предприятия; предприятие для работников. Предприятие, организованное по типу экономической ассоциации, занято исключительно извлечением прибыли. Люди обмениваются друг с другом и не примутся за работу, если нет вознаграждения. Отсутствует духовное единство. Люди связаны контрактом, но они далеки друг от друга, и в их отношениях есть напряженность. Они работают в соответствии с разделением труда в жестких рамках своих должностей. Каждый из них становится атомом организации.
Если предприятие организовано по типу общины, то оно похоже на семью или церковь, членов которой объединяет взаимная привязанность. Люди относятся друг к другу с уважением, в равной мере делятся удачами и неудачами, помогают и доверяют друг другу, и каждый понимает другого.
Японская организация в некоторых отношения близка ко второму виду социальной стратегии, потому что компания уважает благосостояние своих служащих, проявляя ко всем равное отношение. И в свою очередь служащие с готовностью посвящают себя организации. Одним из примеров уважительного отношения компании к своим сотрудникам является система пожизненного найма. Компания не увольняет и не выбрасывает своих служащих. Другим примером служит повышение по службе и рост заработной платы в соответствии с выслугой лет. Насколько это возможно, ко всем служащим обеспечивается равное отношение. Еще одним примером являются многочисленные программы социального обеспечения служащих.
Поскольку компания заботится о благосостоянии своих сотрудников, она ждет, что ее служащие будут вести соответствующим образом, как член семьи. Для этого она определенным образом воздействует на них. Так, например, в «Мацусита» делается большой упор на «семь духов» в качестве кодекса поведения: они повторяются ежедневно на утренних собраниях.
Ориентация на служащих оказывает влияние на другие цели. Она затрагивает заботу об общественном интересе и способствует ориентации на рост, воздействуя таким образом на стратегические решения и помогая сделать компанию более энергичной и склонной к нововведениям. Чтобы повышать заработную плату и создавать возможности для продвижения по службе компания должна расти, а чтобы расти, компания должна быть склонной к нововведениям. Наиболее важное следствие из этого образа мыслей состоит в том, что ослабляется сопротивление изменениям в работе; напротив, среди персонала укрепляется установка на поощрение модернизации: благодаря тому, что имеются неофициальные гарантии занятости, компании легче внедрять новую технологию и сберегающие труд машины. Вытесненный работник будет переведен в другие отделы, которым благодаря росту продаж потребуются люди.
Подобные компании улучшают также моральные качества служащих, пробуждает в них желание работать усердно, выдвигать новые идеи, принимать различное участие в различных начинаниях компании, включая движение за участие в кружках повышения качества, и тем самым способствует повышению уровня качества продукции и снижению издержек производства.