Тема 15.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение системы права и охарактеризуйте ее элементы.
2. Проведите классификацию основных отраслей права.
3. Что такое правовой институт?
4. Дайте краткую характеристику основных отраслей права.
Правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. В юридической науке правотворчество понимается в двух аспектах. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле правотворчество – это процесс, который начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации правовой нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
Правотворческая деятельность состоит из 2-х основных частей.
Первая – включает в себе организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.)
Вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии.
Первая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий.
Вторая стадия – официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.
Правотворчество характеризуется следующими особенностями:
– представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
– основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;
– важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
– уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – показатель цивилизованности и демократии общества.
Таким образом, правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой.
Рассмотрим эти принципы:
1) демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;
2) гласность – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности;
3) профессионализм – заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.;
4) законность – данная деятельность должна осу-ществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;
5) научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуации, объективные потребности развития общества.
Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.
6) связь с правоприменительной практикой – без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.
В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на следующие виды:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума – всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
3) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворчества. Суть законотворчества – это принятие высшим законодательным органом (парламентом) нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Он включает в себя четыре основные стадии:
1) законодательную инициативу;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Все эти моменты нашли свое отражение в Конституции РК.
Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед парламентом вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обеспечения.
Согласно ст. 61 Конституции РК право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.
Обсуждение законопроекта происходит вначале в Мажилисе. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течении 10 дней представляется президенту на подпись.
Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Президент РК подписывает закон в течении пятнадцати дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.
Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, президент в течении 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Изменения и дополнения в Конституцию РК вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числе депутатов каждой из Палат.
Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Проведение не менее 2-х чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституций РК).
Все законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РК.
Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Все законы публикуются в официальных источниках – газете “Казахстанская правда” или “Собрании законода-тельства РК”.