Лекция № 13. Национальная государственность Казахстана на современном этапе

  1. Усиление центробежных тенденций в СССР и принятие Декларации о государственном суверенитете Казахстана.
  2. Распад СССР и провозглашение государственной независимости Республики Казахстан.
  3. Конституционная эволюция независимого Казахстана.
  4. Изменения в Конституции Республики Казахстан и выборы 1999 года.
  5. Реформа политической системы.

Конец 80-х годов знаменовал начало распада Советского государства. Уже на первом съезде народных депутатов и партийных форумах стала обсуждаться идея суверенитета, экономической самостоятельности, разделения полномочий между центром и субъектами федераций, заключения нового союзного договора. Развитие демократических преобразований и процессов национального возрождения, логика событий требовали принятия адекватных мер со стороны партийного и государственного руководства, гармонирующих отношения центра с союзными республиками.

Идея реформирования Союза с учетом новых реалий нашла широкую поддержку и шла “снизу” – от автономий и союзных республик. В Казахской ССР была разработана концепция самоуправления и самофинансирования республики, в которой обосновывались права собственности республики на природные ресурсы и средства производства на территории Казахстана, включая предприятия базовых отраслей промышленности, было решительно заявлено о необходимости реального наполнения суверенитета республики в политической и экономической областях.

Но начавшийся в Казахстане демонтаж административно-командной системы тормозился жестким диктатом государственных управленческих структур, Коммунистической партией Казахстана.

В условиях стремительного развала системы государственной власти и экономики страны было введено президентское правление. 24 апреля 1990 года Верховным Советом Казахской ССР был учрежден пост Президента Казахской ССР. Им избран на Верховном Совете Назарбаев Н.А.

Между тем, в стране (СССР) уже набирал силу парад суверенитетов. Ряд союзных республик, в том числе РСФСР объявили о своем суверенитете.

25 октября 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

В Декларации, наряду с подтверждением намерений республики войти на равноправной основе в Союз суверенных республик (ст.1) были впервые установлены три принципиальные для состояния суверенных прав Казахской ССР государственно-правовые нормы:

1. На территории Казахской ССР за исключением вопросов добровольно делегированных ею союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР …. (ст.8)

2. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал – все национальное богатство, имеющееся на ее территории (ст.9) …….Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе алмазном, валютном фондах и золотом запасе (ст. 10)

3. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесно взаимоувязаны с событиями в стране.

Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и др. республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 г. 4 республики – Россия, Украина, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой создания Союза суверенных государств. Началась совместная работа по выработке новоогаревского соглашения.

Августовские события 1991 года прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных республик, в т.ч. Казахстана. Ушли с политической арены КПСС и Компартия Казахстана.

В этих сложных условиях назрела необходимость представления в рамках демократизации Казахской государственности достаточных полномочий Президенту Казахской ССР, как главе высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены Законом Казахской ССР “О совершенствовании структуры государственной власти и управления КазССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР, принятым парламентом республики (Верховным Советом)” 20 ноября 1991 года.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы первого в истории Казахстана Президента республики.

12.2 Распад СССР и провозглашение государственной независимости Республики Казахстан.

В начале декабря 1991 г. лидеры трех республик: России - Б.Ельцин, Украины Л.Кравчук и Беларуси – С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации союзного договора 1922 г. Фактически распад СССР был юридически оформлен.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Начался новый этап в истории республики.

Процесс рождения нового государства правопреемствующего Казахской ССР и Союзу СССР, пошел. Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 г. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Узаконивалось провозглашенное Декларацией многообразие форм собственности, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово- кредитной, налоговой и таможенной политикой.

Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то, что высшим органом судебной защиты Конституции признавался Конституционный Суд Республики Казахстан.

По существу этот Закон стал Временной Конституцией независимости Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории Республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г. Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г.

На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана, проанализировали беловежское соглашение, правовые аспекты проблемы и выразили готовность к полнокровному участию в формировании нового государства. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза, был подписан протокол соглашения о создании Союза Независимых Государств (СНГ).

В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности. В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики, реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах.

12.3 Конституционная эволюция независимого Казахстана.

Многочисленные изменения и дополнения, вносившиеся в Конституцию Казахской ССР 1978 г. свидетельствовали о том, что общество в своем развитии продвинулось далеко вперед, а его конституционные основы оставались прежними. Поэтому с начала 1990 г. велась работа над проектом новой Конституции, которая была принята 28 января 1993 г. на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан и действовала до августа 1995 г.

Разработка, обсуждение и принятие Конституции 1993 г. вылились в бесконечный поиск компромиссных формулировок, устраивающих различные, порой противоречивые позиции. В результате, окончательный текст Конституции отличался расплывчивостью, излишним стремлением к универсализации, когда с одной стороны декларировалось стремление к достижению всего того, чего достигла современная человеческая цивилизация, с другой – фактически консервировалась прежняя система социально-экономических и политико-правовых отношений.

Вместе с тем, Конституция 1993 г. заложила основу строительства национально-государственной независимости, положила начало структурной социально-экономической и политической реформе. После вступления в силу Конституции 1993 г. сразу же обнаружились ее недостатки. Оторванная от реальных потребностей общества, далекая от требований реформ она постепенно становилась препятствием для дальнейшей экономической и политической модернизации страны.

Конституционные вопросы стали объектом политической борьбы. Обстановка усугублялась возрастанием напряженности между двумя ветвями власти – законодательной и исполнительной. Назревала необходимость структурной реформы в правовой системе.

Досрочно сложил полномочия Верховный Совет XII созыва, а избранный в марте 1994 г. Верховный Совет XIII созыва был распущен Постановлением Конституционного суда Республики Казахстан от 6 марта 1995 г. “О нелигитимности Верховного Совета Республики Казахстан, избранного 7 марта 1994 г. ” на основании гражданского иска.

Парламентский кризис сопровождался отставкой Правительства, что повлекло за собой угрозу кризиса исполнительной власти. Появилась реальная опасность дестабилизации внутриполитической обстановки, потери управляемости страны и устойчивости государственной власти..

Все это привело к конституционному кризису. В этих условиях началась разработка Новой Конституции. Конституционная реформа, развернувшаяся с начала апреля 1995 г. ознаменовалась принятием 30 августа 1995 г. путем всенародного референдума новой Конституции Республики Казахстан.

По форме правления Казахстан остается президентской республикой, однако по многообразию и гибкости элементов этого правления, апробированных конституционной практикой развитых демократий, казахстанская форма президентского правления обретает логически завершенный вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе.

Институт президентства теперь не “вмонтирован” в исполнительную ветвь власти, как было по Конституции 1993 г., но призван олицетворять и осуществлять государственное единство казахстанского народа.

Президент, являясь главой государства служит, во-первых, символом и гарантом единства народа и государственной власти и, во-вторых, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, а также ответственность ее органов перед народом Казахстана. В соответствии с этой нормой выстраиваются все остальные элементы системы правления, образуя слаженный механизм “сдержек и противовесов”.

Благодаря новому статусу Президента значительно усиливаются потенциал казахстанского парламентаризма и самостоятельность исполнительной вертикали, а также полнее гарантируется независимость судебной власти.

Впервые в истории казахстанского конституционализма устанавливается демократический институт импичмента или отрешения главы государства от должности. Предусматривает Конституция и то, к какому должностному лицу в государстве переходит исполнение обязанностей его главы в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента республики, а также в случае его кончины.

Ни при каких условиях не могут быть изменены установленные Конституцией 1995 г. унитарность и территориальная целостность нашего государства, республиканская форма правления.

12.4 Изменения в Конституции Республики Казахстан и выборы 1999 года.

В октябре 1998 г. группа депутатов Мажилиса Парламента обратилась к Президенту республики с просьбой пойти на досрочные президентские выборы. Как известно, по результатам апрельского референдума 1995 г. народ Казахстана продлил полномочия Президента до 1 декабря 2000 г.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев после настойчивых просьб депутатов согласился на досрочные президентские выборы, которые были намечены на 10 января 1999 г. Тогда же в Конституцию Республики Казахстан и Закон о выборах были внесены изменения и дополнения. Так, например, изменялись возрастные ограничения для государственных служащих. Президентом мог стать гражданин не моложе 40 лет, а ограничение возраста в 65 лет снималось. Теперь Президент избирается на 7 лет. Были внесены изменения в избирательную процедуру. Снималось требование необходимого большинства. Другими словами говоря, выборы считаются состоявшимися при любом количестве пришедших к избирательным урнам.

В стране началось выдвижение кандидатур на должность Президента Казахстана. Центральная избирательная комиссия утвердила окончательный список кандидатов на пост Президента:

Н.А.Назарбаев – действующий Президент Республики Казахстан.

Г.Касымов – Председатель таможенного комитета Республики Казахстан.

С.А.Абдильдин – Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана.

Э.Габбасов – сенатор.

В результате прямых президентских выборов 10 января 1999 г. народ Казахстана подавляющим большинством голосов (более 80%) вновь избрал своим Президентом Н.А.Назарбаева, С.А.Абдильдин набрал 13% голосов, г.Касымов – 4 %, а Э.Габбасов менее 1%.

21 января 1999 г. в г.Астане состоялась торжественная инаугурация вступления Н.А.Назарбаева в должность Президента Республики Казахстан.

10 и 24 октября 1999 г. состоялись выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Особенностью этих выборов было то, что впервые в истории казахстанского парламентаризма 10 депутатов Мажилиса, в соответствии с изменениями внесенными в Конституцию, избирались по партийным спискам. 67 депутатов избирались как и прежде, по одномандатным округам.

В результате выборов был сформирован новый состав Мажилиса Парламента, состоящий из 77 депутатов. Результаты голосования по партийным спискам (нужно было преодолеть семипроцентный барьер) выглядят следующим образом: 4 места получила партия Отан; 2- Компартия Казахстана; 2 – Гражданская партия Казахстана; 2 – Аграрная партия Казахстана.

Таким образом, на финише уходящего в истории столетия и тысячелетия в Казахстане были сформированы органы власти, избран Президент республики.

12.5 Реформа политической системы.

В своем Послании к народу Казахстана от 30 сентября 1998 г. “О положении в стране и основных направлениях внутренней политики. Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии” Президент страны Н.А.Назарбаев предложил программу демократизации и политических реформ, которая станет новой точкой отсчета в нашей национальной истории.

Ядро политической реформы в Казахстане составят семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации.

o Выборный процесс должен быть честным, представительным и поощрять активное участие кандидатов и избирателей. Требование непременного участия большинства избирателей в голосовании снимается. Воля тех, кто решил голосовать и тем самым исполнил свой гражданский долг не должна пресекаться действиями тех, кто не хочет голосовать.

o Усиление роли партий в политической системе. Партии – основной “строительный материал” из которого строится здание демократии. Отныне 10 мест в нижней палате Парламента будет представлено политическим партиям, прошедшим на парламентских выборах семипроцентный барьер.

o Всемерное укрепление и обеспечение независимости Сената и палаты представителей. Отныне премьер-министр и правительство ответственны перед Парламентом.

o Укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества.

o Независимый суд является краеугольным камнем демократического общества. Судебные органы должны отличать беспристрастие, неподкупность, борьба с коррупцией. Президент не должен возглавлять Высший судебный суд.

o Всемерная поддержка свободной, неподцензурной и независимости прессы. Свободный доступ журналистов к информации не милость Правительства, а как долг перед общественным мнением.

o Цивилизованность общества измеряется отношением этого общества к женщине. Здесь необходимо многое менять. Поднять роль Совета по проблемам семьи, женщин и демографической политике. Повысить представительство женщин во всех органах власти. Борьба с бытовым насилием. Кредиты женщинам – бизнесменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: